Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости

31 марта 2015
3125
Средний балл: 0 из 5
финансовый директор ООО «Голдер-Электроникс»

Простейший способ поддерживать оптимальный остаток на складе – увязать закупки товара с планом продаж, не забывая о времени с момента размещения заказа до поступления на склад.

Плановый объем закупок товара можно рассчитать по следующей формуле.

Формула 1. Расчет планового объема закупок товара

Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Плановый объем закупки товара шт. Результат расчета
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Плановый объем продаж товара шт. в мес. План продаж
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Время доставки товара мес. По информации службы логистики или компании-продавца
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Расчетный остаток товара на складе шт. Данные складского учета и прогноз продаж

Но при таком подходе не принимается во внимание рентабельность продаж. Представьте, у компании не хватает оборотных средств, чтобы купить все товары. Есть риск, что в плане закупок будут превалировать номенклатурные позиции, реализуемые с минимальной наценкой и в небольших объемах. А для пополнения запасов товаров, обеспечивающих значительную долю выручки и прибыли, денег не останется. Решить эту проблему можно, если диверсифицировать подходы к планированию закупок разных товаров. Для совершенствования системы заказа товаров нужно выделить наиболее значимые товарные позиции, работа с которыми обеспечит компании максимальный маржинальный доход и высокую оборачиваемость запасов. Сделать это поможет ABC- и XYZ-анализ. См. что такое авс анализ.

ABC-анализ предполагает распределение товарных позиций по трем группам (А, В и С соответственно) на основе комплексного критерия, вычисляемого по следующей формуле. .

Формула 2. Расчет комплексного критерия для ранжирования товарных запасов

Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости

Используемые обозначения Расшифровка Единицы измерения Источник данных
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Комплексный критерий для ранжирования запасов усл. ед. Результат расчета
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Цена реализации товара руб. План продаж
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Маржинальная рентабельность % Отношение маржинального дохода к выручке
Планируйте закупку товара с учетом спроса, маржинального дохода и оборачиваемости Период оборота товарных запасов мес. Отношение произведения среднего товарного запаса за период и длины периода в месяцах к выручке за тот же период

В формуле 2 числовые коэффициенты 0,2, 0,5 и 0,3 – вес задействованных показателей, определяемый экспертно специалистами компании. У самого комплексного критерия фактически нет единицы измерения (в формуле рубли прибавляются к процентам и месяцам.) Это не имеет большого значения для ранжирования. Но если такой вариант не нравится, можно создать собственную систему балльных оценок.Товарные позиции ранжируются по комплексному критерию в порядке убывания. В группу А попадают первые 10 процентов наименований из списка, B – следующие 25 процентов, С – все остальное.

Подходы к планированию их закупок различаются:

  • группа A – тщательное планирование и строгий контроль закупок; какие-либо изменения даты размещения заказа или его объема запрещены; первый приоритет при оплате; обязателен страховой запас;
  • группа B – жесткий контроль складских остатков и заказов; второй приоритет при оплате; страховой запас желателен;
  • группа С – товары, запасы которых восполняются по остаточному принципу (когда закончились на складе); разумно пренебречь их покупкой, если не хватает средств на пополнение товаров из категорий А и В; страховой запас не обязателен.

Далее проводится XYZ-анализ, весь ассортимент делится на три группы по коэффициенту вариации спроса. К примеру, к группе X относятся товары, спрос на которые стабилен (коэффициент вариации не более 10 %), продажи прогнозируются без труда и с высокой точностью. Ассортиментные позиции с коэффициентом вариации от 10 до 25 процентов – группа Y. И к последней группе Z относятся товары, спрос на которые возникает эпизодически (коэффициент вариации больше 25%).

Объединение результатов АВС- и XYZ-анализа позволяет создать матрицу, включающую девять групп запасов от АХ (товары – лидеры продаж со стабильным, легко прогнозируемым спросом) до CZ (товары-аутсайдеры, которые изредка приобретаются клиентами). И для каждой из них нужно выработать правила управления товарными остатками. Логика может быть такой. Планирование портфеля заказов для товаров из групп AX, AY, AZ и BX, BY, BX должно быть особенно тщательным. Поскольку именно их продажи приносят большую часть выручки, разумно позаботиться о том, чтобы они постоянно присутствовали на складе. При этом подход к формированию страхового запаса в каждой из групп будет отличаться. У товаров, входящих в группы AX и BX, продажи стабильны и прогнозируемы.

Тратиться на дополнительный страховой запас смысла нет. В то же время спрос на товары AY и BY может меняться, поэтому стоит держать некоторое количество на всякий непредвиденный случай.Товары из группы CZ вполне можно вывести из ассортимента, для CY потребуется страховой запас (формируется по остаточному принципу), для CX возможно обойтись и без страхового запаса или снизить его до минимума.

Подготовлено по материалам «Системы Финансовый директор»

logo
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.