Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как выявить неоправданный перерасход бюджета

Наиболее распространены следующие виды неоправданного перерасхода бюджета:

Согласно документам завышенные расходы могут быть оправданны, но не будет лишним проверить, так ли это.

Как выявить основные причины перерасхода

Выявить показатели, которые оказали наибольшее влияние на отклонение фактической операционной прибыли от запланированной, можно с помощью обычного факторного анализа. В таблице приведен пример такого анализа по семи факторам: цены на продукцию, прямые и косвенные расходы, затраты конструкторского бюро, коммерческие и административные затраты и объем производства. Влияние каждого из них оценивается в рублях, и в сумме они показывают отклонение фактической операционной прибыли от плановой. Подробная схема расчета представлена в таблице.

Таблица. Факторный анализ отклонения фактической операционной прибыли от плана Скачать

Продукция Первое полугодие 2019 года, план, тыс. руб. Первое полугодие 2019 года, факт, тыс. руб. Факторный анализ методом цепных подстановок (план-факт), тыс. руб.
Количество, ед. Объем продаж Прямые затраты на единицу продукции (гр. 5: гр. 2) Прямые расходы, всего (гр. 2 × гр. 4) Косвенные расходы, всего Накладные расходы Операционная прибыль (гр. 3 – гр. 5 – гр. 6 – гр. 7 – гр. 8 – гр. 9) Количество, ед. Объем продаж Прямые расходы, всего Косвенные расходы Накладные расходы Операционная прибыль (гр. 12 – гр. 13 – гр. 14 – гр. 15 – гр. 16 – гр. 17) Отклонение по операционной прибыли (гр. 18 – гр. 10) Фактор 1 – цена (гр. 12 : гр. 11 – гр. 4 – гр. 6 –гр. 7 – гр. 8 – гр. 9) Влияние фактора 1 (гр. 20 – гр. 10) Фактор 2 – прямые расходы, (гр. 12 : гр. 11 – гр. 13 : гр. 11 – гр. 4 – гр. – гр. 7 – гр. 8 – гр. 9) Влияние фактора 2 (гр. 22 – гр. 20) Фактор 3 – косвенные расходы, (гр. 12 : гр. 11 –гр. 13 : гр. 11 – гр. 4 – гр. – гр. 7 – гр. 8 – гр. 14 : гр. 11) Влияние фактора 3 (гр. 25 : гр. 22) Фактор 4 – затраты на конструкторов, (гр. 12 : гр. 11 – гр. 13 : гр. 11 – гр. 4 – гр. – гр. 8 – гр. 14 : гр. 11 – гр. 15 : гр. 11) Влияние фактора 4 (гр. 27 – гр. 24) Фактор 5 – затраты на коммерческие службы, (гр. 12 : гр. 11 – гр. 13 : гр. 11 – гр. 4 – гр. – гр. 16 : гр. 11 – гр. 14: гр. 11 – гр. 15: гр. 11) Влияние фактора 5 (гр. 28 – гр. 26) Фактор 6 - затраты на администрацию, абсолютный показатель (гр. 12 : гр. 11 – гр. 13 : гр. 11 - гр. 4 – гр. 16 : гр. 11 – гр. 14 : гр. 11 – гр. 15 : гр. 11) Влияние фактора 6 (гр. 30 – гр. 28)

Фактор 7 – количество,

(гр. 12 – гр. 13 – гр. 14–- гр. 15 – гр. 16 – гр. 17)

Влияние фактора 7 (гр. 32 – гр. 30)
Затраты конструкторов Затраты коммерческих служб Затраты администрации Затраты конструкторов Затраты коммерческих служб Затраты администрации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Продукция 1 667 146 771 147 98 004 21 918 5 171 27 637 17 115 -23 074 572 162 220 86 001 21 362 5085 28 028 19 775 1968 25 042 -31 393 -8319 -13 779 17 613 -11 830 1949 -14 507 -2677 -10 792 3715 -10 555 237 1968 12 522
Продукция 2 501 265 701 268 134 298 30 035 4465 50 031 30 983 15 888 374 262 593 146 706 36 442 4456 45 371 32 011 -2393 -18 280 25 204 9316 13 461 -11 743 7220 -6241 6933 -287 9447 2514 6905 -2542 -2393 -9297
Продукция 3 13 371 620 14 250 185 250 41 430 2871 69 976 43 335 28 758 10 327 007 205 117 50 951 2758 56 500 39 863 -28 182 -56 940 51 770 23 012 -19 743 -71 513 -42 092 -22 349 -43 021 -929 -41 230 1 791 -46 002 -4772 -28 182 17 820
Продукция 4 28 685 42 064 0,7 19 860 4442 233 7921 4905 4703 14 094 60 293 28 983 7199 357 10 417 7350 5987 1284 12 445 7742 9764 -2681 8606 -1158 8454 -152 7769 -685 6603 -1166 5987 -616
Итого 29 866 826 156 15 437 413 97 825 12 740 155 565 96 338 26 275 15 050 812 113 466 807 115 954 12 656 140 317 98 999 -22 620 -48 895 58 027 31 752 -10 297 -68 324 -38 096 -27 799 -42 140 -4044 -34 805 7335 -43 049 -8244 -22 620 20 429

В таблице максимальные отклонения фактической операционной прибыли от плановой 56 940 тыс. руб. наблюдаются у Продукции 3. На это значение отрицательно и очень существенно повлиял фактор «прямые расходы» – 71,5 млн руб. Причем следует обратить внимание, что объем реализованной продукции увеличился – фактор «количество» дает прирост прибыли в 17,8 млн руб. Наценка также была выше запланированной и показывает прирост на 23 млн руб.

Так, последовательно проходя по элементам и внимательно сопоставляя влияние факторов, можно выявить нелогичные отклонения отдельных из них (например, уменьшение операционной прибыли при существенном росте объемов реализации). А это обоснованный повод углубиться в более детальное исследование несовпадений по всей производственной цепочке. Начать прежде всего стоит со статей затрат, занимающих наибольшую долю в себестоимости. Зачастую это материалы. Анализировать необходимо две составляющие – их количество и цену. Количество проверить довольно просто – натуральные единицы не должны превышать заложенные нормативы и лимиты, изучение цены – более трудоемкая процедура.

Анализ закупочных цен можно начать с проверки благонадежности новых поставщиков. Для этого необходимо проанализировать список поставщиков – возможно, среди них появились новые. Нужно выяснить, были ли эти компании проверены службой безопасности до момента подписания договора поставки. Также можно самостоятельно убедиться в надежности контрагентов, используя Интернет и информацию от работавших с ними деловых партнеров. В ходе такого исследования могут быть обнаружены адреса массовой регистрации, данные о несуществующем руководителе, о деятельности, несвойственной для данного предприятия, и т. д. – то есть очевидные признаки мошенников.

Как обнаружить неоправданный перерасход денежных средств на транспортные услуги

Как обнаружить скрытый перерасход фонда оплаты труда

Как выявить завышенный брак

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.