Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как построить работу с коллекторским агентством

На практике сложилось два основных метода работы с коллекторскими агентствами: аутсорсинг (полный, частичный) и уступка долгов.

Аутсорсинг. При полном аутсорсинге долги сразу передаются коллекторскому агентству. При частичном первоначальную работу по взысканию задолженности (телефонные переговоры, выезд и т. д.) выполняют внутренние службы кредитора: служба безопасности, юридический отдел, собственное коллекторское подразделение. Затем долги, которые не удалось взыскать, передаются коллекторскому агентству.

Аутсорсинг предполагает заключение договора, в котором определяется порядок взаимодействия сторон. Форма такого договора законодательством не определена. Вместе с тем, при оформлении отношений стороны могут воспользоваться нормами Гражданского кодекса РФ, согласно которым у них есть возможность заключить договор, не предусмотренный законом или другими правовыми актами ( ст. 421 ГК РФ).

В договоре, в частности, указываются объем работ агентства, суммы долгов, их количество, сроки основных этапов работ (досудебные процедуры, суд, исполнительное производство), сроки звонков должнику, объемы передачи информации о должнике (это может ускорить взыскание).

В рамках взаимодействия с коллектором клиент назначает ответственного сотрудника, который координирует работу с агентством, получает отчеты о проделанной работе (один раз в две недели, в месяц), участвует в разрешении оперативных вопросов.

В некоторых случаях, когда речь идет о сложных долгах (просроченные, крупные суммы), кредитору также целесообразно выделить специалиста, уполномоченного решать вопросы реструктуризации, рефинансирования долга, заключения мирового соглашения. Конечно, все эти права по договору аутсорсинга можно передать и представителю коллекторского агентства. Однако подобная практика встречается довольно редко, прежде всего, из соображений безопасности самого кредитора: ведь в таком случае крупными суммами будет распоряжаться чужой для компании человек.

Уступка долгов. Уступка права требования долга предполагает передачу коллекторскому агентству проблемной задолженности на основании договора уступки права требования (цессии) ( параграф 1 гл. 24 ГК РФ). При этом для перехода прав кредитора к другому лицу согласия должника не требуется, конечно, если это не предусмотрено договором ( п. 2 ст. 382 ГК РФ).

Основным вопросом является согласование стоимости долга. На практике уже встречались случаи проведения тендеров по уступке долгов. При этом основными параметрами были количество дней просрочки, сумма задолженности и т. д. Отметим, что при проведении конкурсов могут учитываться и финансовые показатели деятельности коллекторского агентства на основе представленного баланса.

Сами коллекторские агентства предлагают определять стоимость пакета долгов только после начала работы по ним, то есть когда станут понятны перспективы взыскания. В данной ситуации стоимость, как правило, будет определяться на основе спроса (цена агентства) и предложения (цена кредитора).

Остается добавить, что описанные модели могут использоваться и в комплексе. В частности, сначала агентство работает с долгами на основании договора аутсорсинга, а затем долги передаются ему по договору цессии.

Чем руководствоваться, выбирая коллекторское агентство

Основными факторами, на которые необходимо обратить внимание при выборе коллекторского агентства, являются:

  • объем оказываемых услуг. Коллекторские агентства могут оказывать полный спектр услуг по взысканию задолженности (soft-, hard-, legal-collection) и ограничиваться каким-либо одним ее видом. Soft-collection предполагает дистанционное взаимодействие с должником (телефонные переговоры, почтовая рассылка, автоматическое информирование), hard-collection – личное общение с должником и связанными с ним лицами (родственниками, коллегами и т. д.), legal-collection – взыскание задолженности с помощью судебного и исполнительного производства. В последнем случае сотрудники коллекторской компании действуют на основании доверенности, которая выдается от имени компании-кредитора, скрепляется подписью уполномоченного лица (руководителя) и печатью организации (ст.  185, 186 ГК РФ);
  • стоимость услуг. При рассмотрении данного фактора следует учитывать довольно широкий разброс тарифов – от демпинговых предложений (10% от фактически взысканных сумм) до монопольно высоких цен (50%) в некоторых регионах. Как правило, средний уровень цен (20–40% от фактически взысканных сумм) зависит от политики самих агентств, от конкуренции на рынке данных услуг. В некоторых случаях определяется предоплата (аванс) за действия, которые не всегда завершаются взысканием задолженности: получение судебного приказа, акта о невозможности взыскания и т. д. Как правило, на конечную стоимость влияют срок, сумма задолженности и объем предоставляемых услуг. Например, если исключаются услуги по досудебному взысканию, которые требуют минимальных затрат и оплачиваются по результату, то тариф за последующие оказанные услуги будет повышен. Разрабатывая схему работы с коллекторами, следует иметь в виду, что чем больше времени пройдет и чем больше усилий будет предпринято самим кредитором для взыскания долга, тем большее вознаграждение смогут потребовать коллекторские агентства. Также нельзя забывать о сроке исковой давности (3 года), пропуск которого снижает вероятность взыскания (ст.  195, 196 ГК РФ). Многие банки и компании с целью взыскания задолженности обращаются не к одному, а сразу к нескольким агентствам. Подобная тактика может уменьшить зависимость кредитора от сбоев в работе одного из агентств, а также снизить стоимость услуг;
  • наличие региональной сети. Этот фактор важен для организаций, имеющих разветвленную сеть филиалов. Но он не имеет решающего значения, поскольку ни у одного коллекторского агентства нет широкой сети в субъектах РФ. Так, крупнейшие коллекторы имеют немногим более десяти филиалов. Некоторые компании, оказывающие коллекторские услуги, заявляют большее количество регионов присутствия, но работа в этих случаях, как правило, организуется на основе субагентских договоров, создания аффилированных организаций. Выбирая коллекторское агентство, следует также обратить внимание на то, существует ли у конкретного филиала возможность работать по всему субъекту федерации (звонки, выезд и т. д.) или же он будет ограничиваться пределами регионального центра. Проверить это можно, посетив офис потенциального партнера или собрав информацию о нем из открытых источников (СМИ, Интернет) либо с помощью конкурентов;
  • эффективность деятельности. Эффективность работы коллекторского агентства определяется объемами успешно взысканных долгов. Сложность состоит в том, что долги имеют разные характеристики (по срокам, суммам и т. д.), как следствие, компании работают по ним с различными временными затратами. Вместе с тем, кредитор все же имеет возможность проверить эффективность деятельности агентства. В частности, можно передать агентству пробную партию долгов. Но и тут есть свои нюансы: часто в пробные партии входят просроченные, большие суммы долгов. Соответственно, судить по ним о результативности работы агентства довольно сложно;
  • репутация компании. Стоит иметь в виду, что для создания благоприятного имиджа сами коллекторские агентства вступают в различные объединения, например в Ассоциацию развития коллекторского бизнеса. Также имидж компании часто определяется ее происхождением. Например, агентство является дочерней организацией зарубежного коллектора или создано при каком-либо объединении (при участии Торгово-промышленной палаты и т. д.). Важной составляющей репутации является и наличие ноу-хау, за счет которых возможна большая эффективность взысканий. Под такими фирменными секретами часто подразумеваются особые технологии кредитного скоринга (оценка кредитоспособности должника), гуманитарно-правовые технологии (совместное использование методов права и PR) корпоративного коллекторства.
Совет:  выбирая коллекторское агентство, руководствуйтесь эффективностью сбора долгов и репутацией коллектора

Сергей Шпетер, директор по развитию ООО «Долговое агентство "Пристав"»

Многие кредиторы выбирают коллекторов только по стоимости предлагаемых услуг, то есть обращаются в ту компанию, где ниже комиссия. По сути, смысл коллекторского бизнеса – в максимальном взыскании долга на досудебной стадии, при этом агентство получает вознаграждение только по итогам работы. Поэтому, например, если у агентства «Б» эффективность по сборам условно равна 20 процентов, ставка комиссионного вознаграждения – 25 процентов, а у агентства «А» комиссия будет 15 процентов и сборы – 10 процентов, то в конечном итоге компания «Б» вернет кредитору больше денег. В такой ситуации вполне оправданно, если и комиссионное вознаграждение у «Б» будет выше, чем у другого агентства. Поэтому одним из ключевых факторов является все-таки фактор эффективности (см. таблицу. Соотношение стоимости услуг и эффективности работы коллекторского агентства).

Таблица. Соотношение стоимости услуг и эффективности работы коллекторского агентства

Другой аспект – репутация. Дело в том, что сегодня на рынке практически каждую неделю появляется новое агентство. И гарантий того, что оно не окажется очередной фирмой-однодневкой, нет. Поэтому здесь нужно обратить внимание на продолжительность работы коллектора на рынке (не менее года), на численность штатного состава, количество клиентов.

Какие риски стоит учесть, планируя работать с коллекторами

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.