Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как использовать справочник бизнес-процессов в управленческом учете

Необходимость идентификации и описания процессов – это прямое следствие процессного подхода к управлению бизнесом. Существующие на предприятии процессы необходимо выделить (идентифицировать), а затем описать (подробнее об этом см. Как разработать справочник бизнес-процессов для управленческого учета).

За счет этого решаются две основные задачи:

В целях управленческого учета классификатор бизнес-процессов может применяться:

Как применять справочник бизнес-процессов при разработке методологии управленческого учета

Справочник бизнес-процессов компании может использоваться, например, при разработке классификатора статей затрат, а также – порядка оценки активов.

Разработка справочника статей затрат (расходов). Если классификатор статей затрат формировать на основе перечня бизнес-процессов компании, это позволить получить такую номенклатуру, в которой:

  • выделенные статьи сгруппированы в логически взаимосвязанные и непротиворечивые блоки;
  • каждая из выделенных статей затрат является корректной с точки зрения отражения целевого назначения затрат;
  • все возникающие в компании затраты имеют соответствующую статью для отнесения.

В первую очередь следует определить необходимый перечень блоков статей затрат. Сделать это можно на основе классификации процессов по их роли в бизнесе (подробнее об этом см. Как классифицировать бизнес-процессы для управленческого учета). В соответствии с данным признаком процессы текущей деятельности делятся на основные, вспомогательные и процессы управления. Группа «Основные процессы» (непосредственно направленные на получение доходов) может быть разбита на процессы основного производства и коммерческие процессы. Группу «Вспомогательные процессы» также можно разделить на две составляющие: обеспечение основного производства и прочее обеспечение (коммерческой деятельности, деятельности компании в целом и т. д.).

Исходя из этого можно выделить следующие блоки статей затрат:

  • основные производственные затраты – эта группа будет включать в себя затраты, связанные с реализацией основных производственных (технологических) процессов;
  • коммерческие затраты (реализация коммерческих процессов);
  • общепроизводственные затраты (процессы обеспечения основного производства);
  • общехозяйственные затраты (относящиеся к процессам прочего обеспечения и процессам управления).

По большей части выделенные блоки затрат носят специализированный характер, то есть относятся в какой-то определенной группе процессов (за исключением общехозяйственных затрат, которые относятся к двум группам процессов).

Далее нужно сформировать перечень статей для каждой группы затрат. В этом поможет список процессов: каждый из них (или несколько схожих по своему назначению процессов) будет своего рода подсказкой в образовании статьи (или нескольких статей) затрат.

Пример разработки перечня статей затрат на основе классификатора бизнес-процессов

Сергей Шебек, руководитель проекта COSTKILLER.RU

Для обеспечения основного производства компании используются следующие процессы:

  • приобретение специального инструмента и оснастки;
  • изготовление специального инструмента и оснастки;
  • ремонт специального инструмента и оснастки;
  • обеспечение зданий и помещений производственного назначения энергоресурсами (электроэнергией, теплом, водой);
  • текущий ремонт зданий и помещений производственного назначения;
  • уборка и прочее содержание зданий и помещений производственного назначения;
  • привлечение производственного персонала;
  • первичное обучение производственного персонала;
  • повышение квалификации производственного персонала.

Эти процессы в зависимости от их целевого назначения могут быть сгруппированы следующим образом:

  • обеспечение специальным инструментом и оснасткой;
  • содержание зданий и помещений производственного назначения;
  • привлечение производственного персонала;
  • обучение производственного персонала.

Такая группировка определит и перечень статей затрат (возникающих при реализации данных процессов):

  • затраты на специальный инструмент и оснастку;
  • затраты на содержание зданий и помещений;
  • затраты на привлечение персонала;
  • затраты на обучение персонала.

Когда номенклатура статей затрат будет сформирована, следует еще раз проанализировать перечень процессов, чтобы убедиться, что каждому из них соответствует статья (или несколько статей), на которую будут относиться возникающие при его реализации затраты.

Формирование методологии оценки активов. Еще один возможный вариант использования перечня процессов – это формирование методологии оценки активов (запасов), необходимой для подготовки отчетности о финансовом состоянии, а также для калькулирования себестоимости продуктов, в производстве которых эти активы были использованы.

Российские и международные стандарты учета требуют, чтобы стоимость (себестоимость) запасов включала в себя все затраты, связанные с их доведением до настоящего состояния и местоположения.

Например, применительно к материалам это требование означает, что к моменту, когда они передаются со склада компании для использования (в т. ч. в производство), их стоимость должна включать в себя, помимо собственно покупной цены материалов, также следующие затраты:

  • на приобретение (на поиск поставщика и заключение с ним договора) – такие как затраты на командирование сотрудников, на услуги посредников, юридическое сопровождение заключаемого договора и т. д.;
  • на приобретение, возникающее при импорте ресурсов, – таможенные пошлины, затраты на юридическое сопровождение, услуги банков и т. д.;
  • на доставку – затраты на транспортировку, погрузку и разгрузку, страхование и охрану при транспортировке и т. д.;
  • на прием поступивших ресурсов – затраты на входной контроль, подготовку к хранению и т. д.;
  • на хранение – затраты на содержание мест хранения, на охрану и страхование при хранении и т. д.

От момента, когда компания сформировала некоторую потребность в материалах, и до того, когда они были переданы для использования, они успевают обрасти самыми разными затратами, возникающими при реализации большого процесса «Заготовка материалов», состоящего из нескольких подпроцессов:

  • поиска и отбора поставщиков;
  • оформления с поставщиком договорных отношений;
  • доставки материалов;
  • проведения входного контроля материалов;
  • размещения на хранение и хранения;
  • подготовки материалов к использованию и т. д.

Когда есть исчерпывающий перечень данных процессов, то появляется возможность более полно и точно идентифицировать возникающие затраты и разработать обоснованную методологию определения стоимости (себестоимости) материалов.

Как использовать справочник бизнес-процессов при планировании

Как применять справочник бизнес-процессов при ведении учета затрат

Как использовать справочник процессов при калькулировании себестоимости

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.