Черная пятница! Скидка на подписку 40% 8 (800) 505-89-86
Журнал "Финансовый директор"

Как сформировать перечень показателей, используемых в управленческой отчетности

Краткое описание каждого этапа работы над техническим заданием см. Как разработать техническое задание на реорганизацию управленческого учета: порядок действий

Задавать показатели для управленческой отчетности удобнее в разрезе отдельных функциональных областей деятельности компании – производства, снабжения, сбыта и т. д. Возможно несколько подходов к их выбору: например, исходя из решаемых управленческих задач или бизнес-задач.

Как определить показатели управленческой отчетности исходя из управленческих задач

Управленческие задачи, для решения которых необходима управленческая отчетность, определяются:

  • объектами, которыми нужно управлять;
  • управленческими функциями, которые необходимо исполнять в отношении объектов управления.

Отсюда для каждой функциональной области компании необходимо сформулировать ответы на два вопроса:

  • какими объектами применительно к этой функциональной области необходимо управлять;
  • какие управленческие функции необходимо реализовать в отношении данных объектов.

Перечень объектов управления индивидуален для каждого предприятия и каждой его функциональной области. Условно их можно разделить на три группы:

Чтобы определить объекты управления, следует, применительно к конкретной функциональной области, ответить на вопрос, какими процессами, ресурсами и структурными единицами в ней необходимо управлять. В большинстве случаев поиск ответа не вызовет сложностей. Дополнительной подсказкой могут быть внутренние нормативные документы:

  • положения о функциональных областях или бизнес-процессах верхнего уровня (как, например, положение о закупочной деятельности, положение об инвестиционной деятельности и т. д.);
  • положения о подразделениях;
  • должностные инструкции руководителей разного уровня.

Далее необходимо уточнить, как применительно к выделенным объектам управления будут реализовываться управленческие функции. Важнейшие из них – контроль и принятие решений. Они применимы к любой компании и к любой ее функциональной области.

Так формируется перечень решаемых управленческих задач. И затем для каждой из них подбираются показатели, которые будут наилучшим образом способствовать ее решению.

Сергей Шебек, руководитель проекта COSTKILLER.RU

Необходимо выбрать показатели управленческой отчетности применительно к функциональной области «Коммерческая деятельность».

Сначала определяется перечень объектов управления. Основные бизнес-процессы, реализуемые компанией в этой функциональной области:

  • мониторинг рынка;
  • продвижение продуктов компании;
  • продажи.

Основные ресурсы, которые потребляются при этом, – персонал и услуги подрядчиков.

Непосредственные участники коммерческой деятельности (реализуемых процессов):

  • отдел маркетинга (мониторинг рынка);
  • отдел продвижения (мероприятия по продвижению продуктов компании);
  • отдел продаж (реализация продукции).

Выделенные объекты управления вносятся в первый столбец таблицы 1. Реализация управленческих функций в отношении объектов управления. Далее заполняются второй и третий столбцы, где нужно обозначить, как реализуются управленческие функции принятия решений и контроля в отношении каждого из объектов.

Таблица 1. Реализация управленческих функций в отношении объектов управления (фрагмент) Скачать

Далее для каждой сформулированной управленческой задачи следует определить показатель (или несколько показателей), который будет наилучшим образом способствовать ее выполнению – позволит принимать обоснованные решения или обеспечит надлежащий контроль.

Например, одна из задач в таблице 1 звучит так: «Принятие решения о выборе способов мониторинга рынка». Что должны отражать показатели, чтобы среди нескольких возможных (или уже используемых) способов мониторинга выбрать оптимальные для компании? Способов мониторинга множество (очный опрос потребителей в местах продаж; рассылка среди представителей целевой аудитории с предложением заполнить анкету; анкетирования через интернет-сайт компании; сбор и изучение информации на потребительских интернет-форумах и т. д.), критериев их оптимальности не меньше (широта охвата целевой аудитории, скорость проведения мероприятий и т. д.). Необходимо, чтобы показатели были универсальны и позволяли проводить корректное сопоставление. Допустим, критерием оптимальности служит эффективность этих мероприятий. В общем случае она определяется как отношение полученного результата к затратам на его достижение. Применительно к рассматриваемой ситуации результат может измеряться количеством опрошенных представителей целевой аудитории, затраты – исчисляться в стоимостном выражении (например, оплата услуг подрядчика, проводившего опрос) или человеко-часах (трудозатраты собственного персонала компании). Следовательно, чтобы оценить эффективность способов изучения целевой аудитории, можно использовать следующие показатели:

Аналогично рассматриваются управленческие задачи, связанные с контролем:

Соответствующие первой задаче отчетные показатели должны отражать степень выполнения и (или) отклонение между запланированными и фактически выполненными мероприятиями. Например, в их число могут войти:

Чтобы обеспечивать контроль результатов и эффективности выбранных способов мониторинга рынка, показатели должны отражать результаты (например, «Количество опрошенных представителей целевой аудитории») и эффективность каждого из них (например, «Количество опрошенных представителей целевой аудитории на рубль затрат», «Количество опрошенных представителей целевой аудитории на человеко-час»).

Как нетрудно заметить, одни и те же показатели могут быть обоснованны потребностями разных управленческих задач (принятие решения о выборе способов мониторинга и контроль результатов и эффективности).

По той же схеме определяются показатели и для других сформулированных управленческих задач из таблицы 1 и также оформляются таблицей (см. таблицу 2. Показатели отчетности, обоснованные управленческими задачами).

Таблица 2. Показатели отчетности, обоснованные управленческими задачами (фрагмент) Скачать

Принятие решений Контроль Что должны отражать показатели Какие показателя могут использоваться
1 2 3 4
Функциональная область «Коммерческая деятельность»
О выборе способов мониторинга рынка

– Выполнения мероприятий по мониторингу рынка;

– результатов и эффективности выбранных способов мониторинга рынка

1. Степень (отклонение) выполнения (в выполнении) мероприятий по мониторингу рынка

2. Результаты и эффективность каждого из используемых способов мониторинга рынка

1.1. Количество выполненных/невыполненных мероприятий по мониторингу рынка

1.2. Доля невыполненных мероприятий по мониторингу рынка в общем количестве запланированных мероприятий

2.1. Общее количество опрошенных представителей целевой аудитории

2.2. Количество опрошенных представителей целевой аудитории в разрезе отдельных способов мониторинга рынка

2.3. Количество опрошенных представителей целевой аудитории на 1 руб. затрат в разрезе отдельных способов мониторинга рынка

2.4. Количество опрошенных представителей целевой аудитории на 1 человеко-час в разрезе отдельных способов мониторинга рынка

Показатели, относящиеся к структурным единицам (отделам коммерческой службы), в значительной степени пересекаются с теми, которые сформированы для управления процессами (мониторинга рынка, продвижения, продаж) и ресурсом «персонал». Объясняется это следующим образом:

Как определить показатели управленческой отчетности на основе бизнес-задач

Как систематизировать разработанные показатели управленческой отчетности

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войти через соц сети
Зарегистрироваться

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц.сети
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Простите, что прерываем чтение

"Финансовый директор" - профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Авторские материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами находятся в закрытом доступе. Зарегистрируйтесь или войдите через соцсеть, чтобы прочитать эту статью бесплатно

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
или войдите через соц сети
Зарегистрироваться
×

Мы подобрали для вас книги:

Как решать нерешаемые задачи, посмотрев проблему с другой стороны Управление финансовой службой по KPI Как не потерять на налогах: проверенные способы
Скачать бесплатно Скачать бесплатно Скачать бесплатно
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.