Госфинансы. В десятке стран с самыми большими бюджетными расходами на душу населения – семь монархий и всего одна крупная экономика. Россия – на 73-м месте: ниже Казахстана, но выше Украины.
Актуальную статью по теме Бюджетирование и Бюджет денежных средств, читайте по ссылке>>>
Используйте пошаговые руководства:
Лидеры. Возглавляет рейтинг Люксембург с показателем бюджетных расходов на одного жителя $35,3 тыс. Великое герцогство с полумиллионным населением по праву считается самым зажиточным государством в мире – именно у него самый высокий показатель подушевого ВВП по ППС, $70 тыс. в 2005 году(здесь и далее страновые показатели душевого ВВП по ППС приводятся по данным декабрьского доклада ВБ, опубликованного по завершении последнего раунда Программы международных сопоставлений. Подробнее – в методике составления рейтинга.). На пятом месте – еще одно крохотное европейское государство, Сан-Марино. Мальта, по которой доступна оценочная статистика из справочника ЦРУ World Factbook за 2005 год, занимает в рейтинге 28-е место.
В первую десятку попали Катар, Бруней и Кувейт – маленькие страны с большими запасами углеводородов. Эмират Катар, занявший второе место в рейтинге, лишь ненамного уступает Люксембургу по показателю подушевого ВВП. К тому же это самая динамичная экономика Ближнего Востока: в течение последних четырех лет темпы роста были в среднем на уровне 25%. Нефть и газ обеспечивают 85% экспортных поступлений и 70% государственных доходов Катара. Его соседу по Персидскому заливу, Кувейту, нефть дает 95% экспортных поступлений и 80% государственных доходов. Заметим, что в обоих эмиратах высокое отношение бюджетных расходов к ВВП: 55 и 59% соответственно. Однако значительная часть этих средств идет на оборону. Так, Катар в 2005 году занимал второе место в мире (после Омана) по величине оборонных расходов – 10% ВВП (оценка ЦРУ). У Кувейта этот показатель был на уровне 5,3% в 2006 году. В среднем затраты на оборону в мире составляют лишь около 2% от ВВП.
Султанат Бруней – юго-восточная монархия, но и она своим благополучием обязана нефтегазовому сектору: на него приходится свыше половины экономики и более 90% экспорта. Отношение бюджетных расходов к ВВП здесь вообще самое высокое в мире, без малого 88%. Столь высокие показатели во многом объясняются «отеческим» отношением султана к своим подданным. В Брунее – конституционная монархия, но султан вправе говорить «государство – это я», ибо он кроме поста верховного правителя и главнокомандующего занимает все ключевые министерские должности. А социальная поддержка брунейцев – это восточная сказка на современный лад: бесплатное медицинское обслуживание, бесплатное образование вплоть до университетского уровня (причем учиться можно не только на родине, но и в любом вузе за рубежом), льготные, а зачастую беспроцентные кредиты на строительство дома и приобретение личного транспорта (и не только автомобиля, но и самолета или вертолета!). Кроме того, Бруней оплачивает своим гражданам ежегодное паломничество в Мекку. Прибавьте сюда отсутствие подоходного налога, и станет понятно, почему одно из самых суровых наказаний для жителя страны – лишение гражданства.
На четвертой, шестой и восьмой строках – Норвегия, Швеция и Дания. В этих странах, заметим, также конституционная монархия, хотя высокие позиции в рейтинге объясняются уже не королевской щедростью, а широко известной социальной направленностью экономической политики. В «скандинавской модели» рыночного хозяйства именно государству отводится основная роль в финансировании социальных расходов. Отсюда самый высокий в мире уровень налогообложения и очень большая доля ВВП (более 50%), перераспределяемая через бюджетную систему. Кстати, Исландия и Норвегия – страны, имеющие, по расчетам ООН, самые высокие в мире значения индекса развития человеческого капитала (Human Development Index). В этом показателе учитываются три параметра, по которым можно судить о качестве жизни в стране: здоровье, образование и уровень доходов.
Абсолютные рекордсмены. А что же крупнейшие экономики мира? США находятся на 36-м месте с показателем душевых бюджетных расходов на уровне $8,9 тыс. А вот Китай – лишь на 105-м месте с $900. Понятно, что его низкие подушевые показатели во многом определяются огромной численностью населения, ведь в Поднебесной проживает пятая часть всех жителей планеты. При этом там слабая система социального страхования, сельское население практически не имеет доступа к нормальному медицинскому обслуживанию. Несмотря на все экономические успехи, Китай продолжает по классификации ВБ числиться в ряду стран с подушевыми доходами ниже среднего. Если по размерам экономик между США и Китаем существует двукратный разрыв, то по душевым показателям ВВП он десятикратный. А вот отношение бюджетных расходов к ВВП у обеих стран примерно одинаковое – около 20%.
По абсолютной величине бюджетных расходов лидируют США ($2,66 трлн по ППС), Япония ($1,35 трлн) и Китай ($1,23 трлн). Самое же высокое отношение бюджетных расходов к ВВП – у Брунея (87,8%), Кубы (85,7%) и Ирака (83,5%).
Среди стран СНГ самое высокое место в рейтинге (53-е) – у Белоруссии, где государство тратит $3,9 тыс. на душу населения. За ней идет Казахстан (69?е место) с показателем $2,7 тыс. Россия в рейтинге бюджетной обеспеченности занимает 73-е место c $2,46 тыс. Отношение бюджетных расходов к ВВП составляло в 2006 году около 16%. Это существенно ниже средних показателей по миру. Так, средний уровень бюджетной обеспеченности по всем странам – $4,87 тыс., а среднее отношение расходов к ВВП – чуть менее трети. Правда, особенности электорального цикла вносят в статистику свои коррективы. В 2007 году в связи с увеличением государственных расходов их отношение к ВВП должно подрасти почти до 21%, по данным Минфина. В 2008 году расходы федерального бюджета могут составить 6,57 трлн рублей, а ВВП прогнозируется в размере 35 трлн рублей, в результате чего соотношение снова несколько снизится – до 18,8%.
Аутсайдеры. Замыкают рейтинг беднейшие страны Африки и Афганистан. Его последнее место выглядит логично, если учесть, что экономика страны только начинает восстанавливаться после десятилетий вооруженных конфликтов. После падения режима талибов наметился экономический рост, в прошлом году его темпы превысили 8%. По данным Азиатского банка развития, подушевой ВВП в долларах по валютному курсу вырос с $246 в 2006 году до $355 в 2007-м. Однако, несмотря на определенные улучшения, Афганистан остается беднейшей аграрной страной, сильно зависящей от масштабной международной помощи. Большая часть населения страдает от отсутствия нормальных условий для жизни: не хватает жилья, питьевой воды, квалифицированной медицинской помощи, а безработица превышает 40%.
Что касается африканских стран, то их расположение в рейтинге имеет четкую связь с уровнем благосостояния. Самые богатые страны, которым повезло с природными ресурсами, заняли более высокие позиции. Так, на 48-м месте с $5,4 тыс. бюджетных расходов на человека оказалась Экваториальная Гвинея. Обнаружение и разработка значительных запасов нефти позволили этой стране покинуть ряды беднейших африканских государств и превратиться в самую динамичную экономику континента (по данным ВБ, в период с 1996-го по 2005 год ВВП в среднем рос на 30% с лишним). На 52?м месте с $4 тыс. – Ботсвана, где на алмазную отрасль приходится более трети ВВП и до 80% экспортных доходов. Однако, как и во многих других странах континента, сравнительно высокие подушевые показатели – еще не залог высокого уровня жизни населения. Безработица в Ботсване по официальным оценкам составляет 25%, а по неофициальным – приближается к 40%. В стране один из самых высоких в мире процент населения, зараженного СПИДом. На 65-м месте в рейтинге – богатый нефтью и марганцевыми рудами Габон, где также сильно расслоение по уровню доходов и треть граждан живет в нищете.
В пятерке африканских стран, замыкающих рейтинг, – самые низкие подушевые показатели ВВП в мире: у Гвинеи и Того – менее $1 тыс., а у Демократической республики Конго – и вовсе меньше $300. Эти страны находятся на обочине мировой экономики и даже в благоприятные годы не имеют возможности почувствовать «жар» от ее роста. Они являются наиболее яркой иллюстрацией причин, тормозящих экономическое развитие всей Африки: нехватка инвестиций, низкая производительность труда, отсутствие нормальной инфраструктуры, неработающие государственные институты. Многие проблемы упираются в низкое качество человеческого капитала. В Африке южнее Сахары менее половины взрослых жителей грамотны. Широкое распространение СПИДа, высокая смертность от малярии и туберкулеза, отсутствие элементарного медицинского обслуживания, многочисленные вооруженные конфликты приводят к тому, что продолжительность жизни не дотягивает до 50 лет.
В ряду аутсайдеров рейтинга выделяется Зимбабве: уникальная в своем роде страна, имеющая отношение бюджетных расходов к ВВП на уровне 55,7%. Но попытки государства активно участвовать в социально-экономических процессах, происходящих в стране, настолько неадекватны, что она все глубже погружается в пучину кризиса. Результат наращивания расходов на фоне экономического спада – самая высокая в мире инфляция: по итогам 2007 года ее темпы оценивались в 8000%. В региональном отчете ООН, посвященном Африке, Зимбабве названа самой слабой страной континента. Ее экономика поражена хронической нехваткой топлива и продуктов питания. Из пяти жителей страны четверо не имеют работы и живут за чертой бедности.
10 СТРАН В РЕЙТИНГЕ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
Норвегия | 4-е место | $21,4 тыс. | Почти $400 млрд, накопленных в государственном «фонде будущих поколений», – не помеха высокой бюджетной обеспеченности. |
Люксембург | 1-е место | $35,3 тыс. | Мировой лидер по ВВП на душу населения и крупный финансовый центр Европы. |
Швеция | 6-е место | $19,1 тыс. | Цена высокой бюджетной обеспеченности – налоговая нагрузка в 50% ВВП. |
США | 36-е место | $8,9 тыс. | Самый крупный госбюджет в мире с громадным дефицитом: $285 млрд в 2008 финансовом году. |
Россия | 73-е место | $2,5 тыс. | Стараниями Алексея Кудрина Россия, будучи 8-й экономикой в мире с большим профицитом бюджета, находится лишь в середине рейтинга. |
Китай | 105-е место | $940 | Третий по величине бюджет в мире – $1,2 трлн по ППС. Но на 1,3 млрд человек - маловато. |
Куба | 56-е место | $3,5 тыс. | Через бюджет перераспределяется почти 86% ВВП. Но доходы на душу населения – ниже среднемировых. |
Бруней | 3-е место | $24,4 тыс. | Страна с самым высоким соотношением бюджетных расходов и ВВП: почти 88%. Подоходного налога нет, зато можно съездить в Мекку на бюджетные деньги. |
Зимбабве | 156-е место | $140 | Госрасходы превышают половину ВВП, и все впустую: экономика – одна из худших в мире. |
Катар | 2-е место | $27,1 | Средний рост ВВП – 25%, 70% доходов в бюджет дает нефтегазовый сектор. |
РЕЙТИНГ БЮДЖЕТНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СТРАН
Место | Страна/территория | Население, млн человек | Бюджетные расходы,$ млрд по валютному курсу | Бюджетные расходы на душу населения, $ тыс. по ППС | Отношение бюджетных расходов к ВВП, % | Тип страны по классификации Всемирного банка** | Индекс уровня жизни ПРООН*** |
1 | Люксембург | 0,46 | 18,7 | 35,28 | 45,1 | ВД | 97,5 |
2 | Катар | 0,83 | 16,9 | 27,10 | 54,9 | ВД | 90,4 |
3 | Бруней(1) | 0,37 | 4,8 | 24,36 | 87,8 | ВД | 92,4 |
4 | Норвегия | 4,64 | 136,1 | 21,35 | 43,8 | ВД | 100,0 |
5 | Сан-Марино(1*) | 0,03 | 0,7 | 19,47 | 64,2 | ВД | - |
6 | Швеция | 9,05 | 213,5 | 19,06 | 55,5 | ВД | 98,8 |
7 | Кувейт | 2,60 | 35,9 | 18,89 | 59,1 | ВД | 92,0 |
8 | Дания | 5,43 | 140,6 | 18,22 | 51,1 | ВД | 98,0 |
9 | Австрия | 8,24 | 158,3 | 17,68 | 49,1 | ВД | 97,9 |
10 | Франция | 61,04 | 1211,0 | 17,30 | 54,3 | ВД | 98,3 |
11 | Нидерланды | 16,37 | 313,1 | 17,12 | 47,6 | ВД | 98,5 |
12 | Бельгия | 10,49 | 193,2 | 16,49 | 49,3 | ВД | 97,7 |
13 | Финляндия | 5,26 | 101,8 | 15,84 | 48,6 | ВД | 98,3 |
14 | Канада | 32,56 | 501,0 | 15,36 | 40,0 | ВД | 99,3 |
15 | Великобритания | 60,36 | 1071,0 | 15,04 | 45,7 | ВД | 97,7 |
16 | Италия | 58,57 | 928,2 | 14,56 | 50,3 | ВД | 97,2 |
17 | Германия | 82,41 | 1331,0 | 14,55 | 45,8 | ВД | 96,6 |
18 | Исландия | 0,30 | 6,7 | 14,52 | 42,5 | ВД | 100 |
19 | Ирландия | 4,21 | 74,5 | 13,92 | 33,5 | ВД | 99,1 |
20 | Швейцария | 7,44 | 142,1 | 13,66 | 37,4 | ВД | 98,7 |
21 | Австралия | 20,52 | 257,3 | 11,83 | 33,5 | ВД | 99,4 |
22 | Кипр2 | 0,76 | 8,0 | 11,63 | 48,9 | ВД | 93,3 |
23 | Испания | 43,55 | 473,6 | 11,39 | 38,7 | ВД | 98,0 |
24 | Греция | 11,11 | 106,7 | 10,99 | 43,6 | ВД | 95,7 |
25 | Словения | 2,00 | 16,6 | 10,88 | 44,5 | ВД | 94,7 |
26 | Япония | 127,56 | 1586,0 | 10,58 | 36,5 | ВД | 98,5 |
27 | Макао (КНР) | 0,46 | 3,2 | 10,35 | 22,1 | ВД | - |
28 | Мальта2 | 0,40 | 3,0 | 10,33 | 54,8 | ВД | 90,7 |
29 | Чехия | 10,22 | 62,6 | 10,19 | 44,1 | ВД | 92,0 |
30 | Португалия | 10,59 | 89,5 | 9,60 | 46,5 | ВД | 92,7 |
31 | Венгрия | 10,06 | 60,7 | 9,37 | 53,8 | ВСД | 90,3 |
32 | Бахрейн | 0,74 | 4,5 | 9,20 | 37,4 | ВД | 89,5 |
33 | Новая Зеландия | 4,13 | 41,0 | 9,19 | 39,5 | ВД | 97,4 |
34 | Словакия | 5,38 | 27,0 | 9,06 | 49,1 | ВСД | 89,2 |
35 | ОАЭ* | 4,64 | 34,9 | 8,92 | 31,9 | ВД | 89,7 |
36 | США | 298,99 | 2655,0 | 8,88 | 20,1 | ВД | 98,2 |
37 | Израиль | 7,04 | 49,6 | 8,51 | 35,4 | ВД | 96,3 |
38 | Оман | 2,62 | 11,6 | 7,35 | 42,6 | ВСД | 84,1 |
39 | Саудовская Аравия | 23,68 | 104,1 | 6,85 | 36,9 | ВД | 83,9 |
40 | Сингапур | 4,39 | 18,8 | 6,60 | 14,2 | ВД | 95,2 |
41 | Хорватия | 4,44 | 19,2 | 6,55 | 45,1 | ВСД | 87,8 |
42 | Эстония | 1,34 | 5,4 | 6,54 | 33,2 | ВД | 88,8 |
43 | Гонконг (КНР) | 7,01 | 32,2 | 6,28 | 17,0 | ВД | 96,8 |
44 | Латвия | 2,29 | 7,3 | 5,95 | 36,1 | ВСД | 88,3 |
45 | Республика Корея | 48,42 | 215,7 | 5,78 | 24,3 | ВД | 95,1 |
46 | Ливия* | 5,97 | 16,3 | 5,78 | 32,3 | ВСД | 84,5 |
47 | Литва | 3,40 | 10,1 | 5,58 | 34,0 | ВСД | 89,0 |
48 | Экваториальная Гвинея | 0,51 | 1,5 | 5,44 | 17,7 | ВСД | 66,3 |
49 | Тайвань | 22,80 | 72,4 | 5,28 | 19,9 | ВД | - |
50 | Иран | 69,15 | 93,6 | 4,54 | 42,0 | НСД | 78,4 |
51 | Болгария | 7,70 | 11,7 | 4,04 | 37,3 | ВСД | 85,1 |
52 | Ботсвана | 1,76 | 3,4 | 4,03 | 32,5 | ВСД | 67,6 |
53 | Белоруссия | 9,72 | 13,8 | 3,93 | 37,2 | НСД | 83,1 |
54 | Румыния | 21,54 | 40,1 | 3,86 | 33,0 | ВСД | 84,0 |
55 | Венесуэла | 27,02 | 54,6 | 3,67 | 30,0 | ВСД | 81,8 |
56 | Куба* | 11,29 | 34,3 | 3,51 | 85,7 | НСД | 86,6 |
57 | Ливан | 4,06 | 7,9 | 3,45 | 34,7 | ВСД | 79,8 |
58 | Мальдивские о-ва | 0,34 | 0,7 | 3,41 | 73,3 | НСД | 76,5 |
59 | Сербия и Черногория | 8,05 | 11,1 | 3,34 | 32,6 | ВСД | - |
60 | Малайзия | 25,77 | 38,9 | 3,30 | 26,1 | ВСД | 83,8 |
61 | Ирак | 27,50 | 33,9 | 3,26 | 83,5 | НСД | - |
62 | Босния и Герцеговина | 3,91 | 5,8 | 3,22 | 51,7 | НСД | 83,0 |
63 | Польша | 38,11 | 71,8 | 3,21 | 21,2 | ВСД | 89,9 |
64 | Уругвай | 3,31 | 5,7 | 3,17 | 29,4 | ВСД | 88,0 |
65 | Габон | 1,41 | 2,1 | 3,12 | 22,5 | НСД | 69,9 |
66 | Мексика | 104,22 | 206,9 | 3,04 | 24,7 | ВСД | 85,6 |
67 | Аргентина | 39,12 | 48,1 | 2,82 | 22,5 | ВСД | 89,8 |
68 | Македония | 2,04 | 2,2 | 2,75 | 34,9 | НСД | 82,7 |
69 | Казахстан | 15,31 | 18,0 | 2,72 | 23,3 | ВСД | 82,0 |
70 | Чили | 16,45 | 26,5 | 2,71 | 18,2 | ВСД | 89,6 |
71 | Турция | 72,94 | 122,7 | 2,61 | 30,5 | ВСД | 80,1 |
72 | Маврикий | 1,25 | 1,6 | 2,49 | 24,2 | ВСД | 83,1 |
73 | Россия | 142,37 | 157,4 | 2,46 | 16,0 | ВСД | 82,9 |
74 | ЮАР | 47,39 | 67,8 | 2,35 | 26,6 | ВСД | 69,6 |
75 | Колумбия | 45,56 | 49,8 | 2,35 | 36,6 | НСД | 81,7 |
76 | Украина | 46,57 | 34,7 | 2,28 | 32,7 | НСД | 81,4 |
77 | Алжир* | 33,35 | 33,5 | 2,15 | 29,2 | НСД | 75,7 |
78 | Бразилия | 188,69 | 219,9 | 2,09 | 20,6 | ВСД | 82,6 |
79 | Панама* | 3,28 | 4,2 | 2,05 | 24,5 | ВСД | 83,9 |
80 | Албания | 3,14 | 3,1 | 2,05 | 33,9 | НСД | 82,7 |
81 | Белиз | 0,30 | 0,3 | 2,00 | 26,7 | ВСД | 80,4 |
82 | Перу | 28,37 | 25,1 | 1,96 | 26,9 | НСД | 79,9 |
83 | Азербайджан | 8,47 | 5,7 | 1,95 | 28,5 | НСД | 77,1 |
84 | Иордания | 5,59 | 5,5 | 1,83 | 38,7 | НСД | 79,9 |
85 | Тунис | 10,13 | 8,2 | 1,80 | 26,9 | НСД | 79,1 |
86 | Доминиканская Республика* | 9,61 | 6,1 | 1,76 | 20,0 | НСД | 80,5 |
87 | Эквадор | 13,41 | 9,9 | 1,75 | 24,3 | НСД | 79,8 |
88 | Свазиленд | 1,13 | 1,0 | 1,73 | 39,1 | НСД | 56,5 |
89 | Египет | 75,40 | 35,5 | 1,68 | 33,0 | НСД | 73,1 |
90 | Коста-Рика* | 4,39 | 3,3 | 1,65 | 14,8 | ВСД | 87,4 |
91 | Намибия | 2,05 | 2,3 | 1,65 | 35,5 | НСД | 67,1 |
92 | Ямайка* | 2,66 | 3,8 | 1,62 | 35,8 | НСД | 76,0 |
93 | Бутан2 | 0,64 | 0,4 | 1,58 | 37,8 | НСД | 59,8 |
94 | Боливия | 9,34 | 4,0 | 1,54 | 35,4 | НСД | 71,8 |
95 | Таиланд | 64,72 | 36,6 | 1,43 | 17,8 | НСД | 80,7 |
96 | Грузия | 4,44 | 2,5 | 1,39 | 33,2 | НСД | 77,9 |
97 | Сирия | 19,50 | 9,4 | 1,27 | 26,9 | НСД | 74,8 |
98 | Ангола | 16,39 | 10,8 | 1,19 | 24,5 | НСД | 46,1 |
99 | Марокко | 30,50 | 19,0 | 1,13 | 33,1 | НСД | 66,7 |
100 | Молдавия | 3,84 | 1,4 | 1,01 | 41,9 | НСД | 73,1 |
101 | Фиджи2 | 0,85 | 0,7 | 1,00 | 25,8 | НСД | 78,7 |
102 | Армения | 3,01 | 1,2 | 0,99 | 18,0 | НСД | 80,1 |
103 | Шри-Ланка | 19,77 | 6,8 | 0,99 | 25,3 | НСД | 76,8 |
104 | Кабо-Верде | 0,52 | 0,4 | 0,98 | 34,8 | НСД | 76,0 |
105 | Китай | 1311,80 | 515,8 | 0,94 | 19,3 | НСД | 80,3 |
106 | Республика Конго | 4,11 | 1,9 | 0,93 | 26,2 | НСД | 56,6 |
107 | Никарагуа* | 5,25 | 1,2 | 0,92 | 22,6 | НСД | 73,3 |
108 | Йемен | 21,63 | 7,2 | 0,92 | 37,8 | НД | 52,5 |
109 | Папуа – Новая Гвинея* | 6,00 | 1,9 | 0,91 | 34,0 | НД | 54,8 |
110 | Сальвадор* | 6,99 | 2,9 | 0,89 | 16,1 | НСД | 75,9 |
111 | Индонезия | 223,04 | 77,4 | 0,86 | 21,2 | НСД | 75,2 |
112 | Парагвай | 6,02 | 1,7 | 0,85 | 18,2 | НСД | 78,0 |
113 | Сан-Томе и Принсипи | 0,16 | 0,06 | 0,84 | 48,5 | НД | 67,6 |
114 | Гондурас* | 7,35 | 2,1 | 0,83 | 22,7 | НСД | 72,3 |
115 | Туркмения* | 4,90 | 1,4 | 0,80 | 9,1 | НСД | 73,7 |
116 | Лесото | 1,79 | 0,8 | 0,79 | 51,7 | НСД | 56,7 |
117 | Монголия2 | 2,55 | 0,6 | 0,72 | 23,6 | НД | 72,3 |
118 | Узбекистан* | 26,54 | 5,2 | 0,68 | 30,3 | НД | 72,5 |
119 | Вьетнам | 84,11 | 16,7 | 0,67 | 27,5 | НД | 75,7 |
120 | Филиппины | 84,59 | 20,3 | 0,61 | 17,4 | НСД | 79,6 |
121 | Гватемала* | 12,90 | 4,4 | 0,60 | 12,6 | НСД | 71,2 |
122 | Западный берег и сектор Газа2* | 3,63 | 1,6 | 0,59 | 40,4 | НСД | 75,5 |
123 | Судан | 37,00 | 8,9 | 0,54 | 23,6 | НД | 54,3 |
124 | Пакистан | 159,00 | 25,3 | 0,50 | 19,6 | НД | 56,9 |
125 | Гана | 22,53 | 4,3 | 0,47 | 33,5 | НД | 57,1 |
126 | Бирма* | 47,37 | 2,4 | 0,44 | 24,6 | НСД | - |
127 | Сенегал | 11,93 | 2,5 | 0,43 | 27,8 | НД | 51,5 |
128 | Киргизия | 5,20 | 0,6 | 0,43 | 23,4 | НД | 71,9 |
129 | Эритрея* | 4,54 | 0,4 | 0,43 | 39,1 | НД | 49,9 |
130 | Таджикистан | 6,65 | 0,6 | 0,39 | 21,8 | НД | 69,5 |
131 | Замбия | 11,86 | 2,5 | 0,39 | 22,8 | НД | 44,8 |
132 | Кения | 35,14 | 5,1 | 0,37 | 24,3 | НД | 53,8 |
133 | Кот-д’Ивуар | 18,47 | 3,7 | 0,37 | 21,2 | НД | 44,6 |
134 | Индия | 1109,81 | 128,7 | 0,35 | 14,2 | НД | 63,9 |
135 | Лаос | 5,77 | 0,5 | 0,33 | 15,9 | НД | 62,1 |
136 | Камерун | 16,68 | 2,6 | 0,33 | 14,2 | НСД | 55,0 |
137 | Гамбия | 1,55 | 0,1 | 0,33 | 27,2 | НД | 51,9 |
138 | Бенин | 8,69 | 1,0 | 0,28 | 21,5 | НД | 45,1 |
139 | Нигерия | 144,75 | 18,7 | 0,28 | 16,3 | НД | 48,6 |
140 | Бурунди* | 7,83 | 0,3 | 0,28 | 38,0 | НД | 42,7 |
141 | Буркина-Фасо | 13,59 | 1,4 | 0,27 | 21,9 | НД | 38,2 |
142 | Чад | 9,99 | 1,0 | 0,26 | 15,9 | НД | 40,1 |
143 | Гаити* | 8,65 | 0,7 | 0,25 | 14,7 | НД | 54,6 |
144 | Малави | 13,16 | 1,1 | 0,25 | 49,2 | НД | 45,1 |
145 | Руанда | 9,24 | 0,7 | 0,23 | 28,7 | НД | 46,7 |
146 | Танзания | 39,48 | 3,1 | 0,22 | 24,2 | НД | 48,2 |
147 | Непал | 27,66 | 1,9 | 0,22 | 23,9 | НД | 55,2 |
148 | Камбоджа | 14,35 | 1,0 | 0,22 | 13,6 | НД | 61,8 |
149 | Мозамбик | 20,14 | 2,0 | 0,21 | 26,0 | НД | 39,7 |
150 | Уганда | 29,87 | 2,0 | 0,19 | 21,3 | НД | 52,2 |
151 | Бангладеш | 144,35 | 9,3 | 0,18 | 15,1 | НД | 56,5 |
152 | Мадагаскар | 19,09 | 1,1 | 0,18 | 20,6 | НД | 55,1 |
153 | Эфиопия | 72,71 | 3,2 | 0,17 | 24,0 | НД | 41,9 |
154 | Гвинея | 9,20 | 0,5 | 0,17 | 15,2 | НД | 47,1 |
155 | Того | 6,30 | 0,5 | 0,16 | 20,5 | НД | 52,9 |
156 | Зимбабве | 13,09 | 2,8 | 0,14 | 55,7 | НД | 53,0 |
157 | Демократическая Республика Конго | 59,34 | 2,0 | 0,08 | 23,4 | НД | 42,5 |
158 | Афганистан1* | 29,35 | 0,6 | 0,07 | 9,4 | НД | - |
Источники: ЦРУ (CIA World Factbook), Всемирный банк, ООН
1 Оценка на 2004 г.
2 Оценка на 2005 г.
* Страна не фигурирует в исследовании международных сопоставлений, опубликованном ВБ в декабре 2007 г. При расчете использовались более ранние данные ВБ или оценки ЦРУ из CIA World Factbook.
** Всемирный банк предлагает деление стран на 4 группы, исходя из показателя валового национального дохода на душу населения. В категорию стран с низким уровнем дохода (НД) попадают государства, в которых душевой национальный доход составляет $905 и менее. Вторая группа – страны с подушевым доходом ниже среднего (НСД), $906–$3595. Третья группа – страны с подушевым доходом выше среднего (ВСД), $3596–$11 115. И, наконец, четвертая группа – страны с высоким (от $11 116) подушевым доходом (ВД).
*** Программа развития ООН ежегодно публикует Human Development Report – доклад об условиях проживания и положении населения в разных странах мира. С помощью специального индекса, при расчете которого учитываются продолжительность жизни, уровень грамотности и душевые доходы, предпринимается попытка ранжировать страны по уровню благополучия и качеству жизни их граждан. Последний доклад, опубликованный в прошлом году, опирается на данные 2005 г. В нем наивысшее значение Human Development Index – 100 – у Исландии и Норвегии.
МЕТОДИКА
Страны ранжированы по показателю бюджетных расходов на душу населения, выраженному в долларах США по паритету покупательной способности (ППС). Под ППС понимается соотношение национальной валюты с американской, учитывающее их покупательную способность применительно к определенному набору товаров и услуг. Когда необходимо сравнить показатели в разных странах, наиболее надежен именно формат ППС – он учитывает разницу в уровнях цен.
Исходной статистикой для рейтинга послужили оценочные данные по бюджетным расходам из справочника ЦРУ CIA World Factbook. В нем эта информация для большинства стран дана по состоянию на 2006 год и представлена в долларах по официальному обменному курсу. Для конвертации бюджетных расходов в доллары по ППС и расчета подушевых показателей была использована статистика Всемирного банка, а именно данные по ВВП в текущем долларовом выражении и в долларах по ППС по результатам последнего раунда Программы международных сопоставлений (ПМС), а также данные о численности населения на конец 2006 года. Коэффициент конвертации в формат ППС рассчитывался как отношение показателя ВВП в долларах по ППС к показателю ВВП в долларах по официальному курсу.
Для десятка стран, по которым имелась информация о бюджетных расходах, но которые не фигурировали в последнем докладе ПМС, для определения коэффициента конвертации в формат ППС использовались более ранние данные по ВВП за 2006 год ВБ или из CIA World Factbook. Для ряда стран оценка бюджетных расходов на душу населения приведена по состоянию на 2004 или 2005 год.