Проблемой сектора остается высокая доля микропредприятий, которые в основном занимаются торговлей и услугами, — 96% (5,6 млн субъектов) от всех компаний МСП.
Читайте наш канал в Telegram
Актуальные новости о значимых финансовых событиях
Как следует из свежих данных Росстата (не включают микропредприятия), объем продаж в «торговых» малых предприятиях, несмотря на вовлечение их в работу по наращиванию параллельного импорта, в денежном выражении снизился с 16,6 трлн руб. в 2021 году до 15,8 трлн руб. в 2022-м. Доля таких компаний в общем обороте сектора сократилась на 4,2%, до 51,5%.
Увеличить же долю с 44,2% в 2021 году до 48,4% в 2022-м удалось «производственным» компаниям: в денежном выражении их продажи выросли с 13,2 трлн до 14,9 трлн руб. (и сохранили тенденцию к росту в первом квартале 2023 года), что объясняется наращиванием партнерства крупных и малых компаний в импортозамещении, а также, вероятно, массированным госстимулированием экономики. Общий оборот МСП в результате несколько вырос: с 29,9 трлн руб. в 2021 году до 30,8 трлн руб. в 2022-м.
Между тем за последний год сектор столкнулся с новыми вызовами: численность занятых в малом бизнесе, по данным Росстата, падала в 2022 году и продолжила снижаться в первом квартале 2023-го: часть сотрудников была мобилизована, часть — уехала из страны. Кадровый дефицит привел к росту конкуренции за специалистов между малыми и крупными компаниями, которую первые проигрывают.
Ключевые стратегии развития бизнеса в 2023
Подготовлено экспертами Актион Финансы