-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Российский бизнес в Казахстане: опыт компаний

15 декабря 2012
4878
Средний балл: 0 из 5
ведущий редактор-эксперт журнала «Финансовый директор»

Казахстан все больше привлекает российских инвесторов, поскольку является одним из наиболее экономически развитых и политически стабильных государств постсоветского пространства. Мы уже рассматривали инвестиционный климат региона в целом, поэтому теперь решили опросить представителей компаний, работающих в Казахстане, о наиболее важных аспектах работы в этом регионе.

- Почему Ваша компания решила выйти на рынок Казахстана?

Андрей Герман: Проведенные нами исследования показали, что сегодня Казахстан - страна с позитивной экономической ситуацией для развития бизнеса. При этом руководством государства обеспечивается стабильная политическая обстановка, пожалуй, наиболее стабильная на всем постсоветском пространстве. В настоящее время Казахстан, по классификации Всемирного банка, входит в группу стран со средним уровнем дохода. Он признан одним из самых динамично развивающихся государств мира, со средним ежегодным приростом ВВП в 10%. Стремительно улучшающиеся условия жизни, цивилизованный потребитель, приемлемая ценовая политика на пивном рынке, стремление к хорошему качеству - все это позволило руководству ВВН быстро принять решение об инвестициях в данной стране.

Участники опроса

Андрей Герман, директор по стратегическому планированию и развитию компании «Ак-Нар» (входит в холдинг BBH, Казахстан)
Пивоваренный холдинг ВВН (Baltic Beverages Holding) вышел на рынок Казахстана в конце 2002 года, создав пивоваренную компанию «Ак-Нар». За период с 2003 по 2005 год, инвестировав около 60 млн долл. США, ВВН вывел свою казахстанскую компанию в лидеры местного пивного рынка.

Ирина Гроздова, начальник финансового управления ООО «ТОП-КНИГА» (Новосибирск)
ООО «ТОП-КНИГА», оптово-розничное книготорговое предприятие, открыло представительство в Казахстане в начале 2005 года. Объем инвестиций составил порядка 100 тыс. долл. США.

Константин Марков, генеральный директор компании «Кар-Тел» (входит в группу компаний «ВымпелКом», Казахстан)

Компания «Кар-Тел» была приобретена ЗАО «ВымпелКом» в сентябре 2004 года. За год работы инвестиции составили более 60 млн долл. США, доля на рынке мобильной связи превысила 39%. Андрей Марушкевич, первый вице-президент корпорации «Галактика» (Москва); Нуржан Тойшы, генеральный директор Центрально-Азиатского офиса корпорации «Галактика» В Республике Казахстан корпорация «Галактика» работает с 1995 года, в 1997 году открыла свой Центрально-Азиатский офис - «Галактика-Казахстан». Объем инвестиций за 10 лет составил более 2 млн долл. США, доля компании на рынке Казахстана - 8%.

У Казахстана и России совместное прошлое под названием СССР, следовательно, наши страны еще не утратили той общности культур, которая объединяет всех жителей постсоветского пространства. Следующий важный момент - в Казахстане проживает около 40% русскоязычного населения, всего же помимо русских и коренных казахов в этой стране мирно уживается более 120 национальностей. Многонациональность Казахстана, правильная межнациональная политика, близкая по духу и России, как раз и отличают его от других азиатских республик, именно поэтому этот рынок, как нам кажется, может быть интересен российским компаниям.

Учитывая названные факторы, а также выгодное географическое положение Казахстана, нельзя не отметить значимость этого рынка с точки зрения перспектив выхода на рынок всей Центральной Азии. Так что Казахстан для нас - это своеобразный мост, соединяющий Европу и Азию.

Константин Марков: Выход в Казахстан стал для компании «ВымпелКом» первым опытом работы в странах СНГ. Привлекательность Казахстана заключалась прежде всего в том, что на тот момент (середина 2004 года) на его территории работали всего три оператора сотовой связи, а уровень ее проникновения не превышал 13%. Для сравнения - по России сейчас этот показатель превышает 70%, а в Москве - более 100%. К тому же Казахстан занимает второе место в СНГ по размеру ВВП на душу населения после России и первым получил инвестиционный рейтинг Moodys и S&P.

По некоторым параметрам Казахстан продвинулся дальше России на пути экономических реформ. Например, его банковская система значительно прогрессивнее, в ЦБ Казахстана все банки сдают отчетность, составленную в соответствии с МСФО. Пенсионная реформа была проведена на пять лет раньше, чем в РФ. Думаю, казахстанский рынок открыт для российских компаний, к тому же сохранились прежние связи, высока доля русскоговорящего населения.

Андрей Марушкевич: Основные заказчики «Галактики» — средние и крупные промышленные предприятия. Казахстан с его хорошо развитыми предприятиями горнодобывающей отрасли, металлургии, нефтегазового комплекса, естественно, представлял для нас особый интерес в плане хороших возможностей для развития бизнеса. Конечно, в середине 90-х годов (когда компания вышла в Казахстан) промышленность в республике переживала далеко не лучшие времена, большая часть производства была фактически остановлена, но и в такой ситуации интерес со стороны руководителей компаний к использованию информационных технологий для совершенствования структуры управления был достаточно высок. Уже в первый год работы нашего представительства с нами стали сотрудничать такие компании, как «Алюминий Казахстана», Аксуский завод ферросплавов, предприятия, входящие в Евроазиатскую промышленную ассоциацию (АО «Донской ГОК», АО «Актюбинский завод ферросплавов», АО «Евроазиатская энергетическая корпорация», АО «Шубарколь Ко-мир», АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» и др.).

Личное мнение
Игорь Исмагулов, финансовый директор TS Engineering (Казахстан)
TS Engineering — казахстанская инвестиционно-девелоперская компания, созданная в 2001 году. В настоящее время компания управляет шестью строительными проектами в Казахстане общей стоимостью более 400 млн долл. США.

Мне трудно сказать однозначно, что в Казахстане самые лучшие условия для ведения бизнеса среди государств Содружества, поскольку у меня нет опыта работы в других странах. Четыре года назад здесь было очень сложно получить кредит: во-первых, к соискателям предъявлялись очень жесткие залоговые требования, во-вторых, сами банки были ограничены в кредитных средствах. Сейчас же ситуация обратная - рынок банковского кредитования «перегрет», все крупнейшие банки, как, например, КазКоммерцбанк, Тураналембанк, Альянс Банк и Народный банк Казахстана, получают на Западе «дешевые деньги» в больших объемах. Поэтому и получить кредит сейчас намного проще. Например, мы — инвестиционная строительная компания - в залог предоставляем земельный участок под строительство, в дальнейшем залоговая база увеличивается по мере реализации проекта. Банк не требует от нас предоставления на начальном этапе полного пакета проектной документации и разрешительных документов, как это было раньше, теперь мы показываем лишь подготовленный архитектурный проект и некоторые разрешительные документы. Другими словами, для получения кредита достаточно иметь разрешение на проведение земляных работ нулевого цикла, а не на строительство объекта в полном объеме. Если четыре-пять лет назад ставка по кредитам до пяти лет составляла 18-20%, то сейчас - 12-14% годовых.

Налоговое бремя в Казахстане волей или неволей заставляет искать всевозможные пути оптимизации, связанные с офшорными или полулегальными сферами. Корпоративный подоходный налог составляет 30%, НДС — 15%. К тому же в налоговом законодательстве существует множество противоречий, связанных, например, с амортизацией или отчислениями на ремонт арендуемого здания. Эти противоречия по-разному трактуются налоговыми органами, а в судебном порядке решения оспорить практически невозможно.

Сами налоговые органы достаточно предвзято проводят налоговые проверки, и часто вопросы решаются на уровне личных связей и всевозможных договоренностей. Политика снижения налогового бремени декларируется, но практически неощутима. Например, социальный налог сделали ступенчатым, привязали к доходу, несколько снизили ставки по подоходному налогу на физическое лицо (для начисленных зарплат в 800—1200 долл. США — на 6—7%), но на «серые зарплаты» по-прежнему приходится не менее половины всех выплат.

Для индивидуальных предпринимателей предусмотрены упрощенные декларирование и ведение бухучета, но их можно использовать только при небольших объемах производства. Мы, например, используем эти элементы в наших оптимизационных налоговых схемах.

Рынок труда только формируется. Существует большой дефицит среди технических профессий — инженеров-строителей, проектировщиков и архитекторов. Молодые специалисты не востребованы, так как практически не имеют опыта, а квалифицированных крупные компании перекупают друг у друга.

- Как Вы охарактеризуете финансовый рынок Казахстана? Насколько развит банковский сектор?

Андрей Герман: На мой взгляд, рынок финансовых услуг находится на высоком профессиональном уровне. Он предлагает широкий ассортимент банковских услуг при высоком сервисе обслуживания. В Казахстанепромышленные предприятия весьма активно используют банковский ресурс. Не думаю, что крупное предприятие может испытывать какие-то сложности с кредитованием.

Константин Марков: По мнению большинства наблюдателей, казахстанская банковская система является наиболее развитой среди стран СНГ. А поскольку в Казахстане мало публичных компаний, и в этой ситуации банкам трудно оценить возможные риски кредитования, то, естественно, местные банки интересуются нами и предлагают свои услуги, но нам доступны более дешевые международные кредиты. Если средняя ставка по кредитам казахстанских банков -12—13% годовых, то нам доступны кредиты под 3-5% годовых.

- Насколько просто в Казахстане найти специалиста нужной квалификации, каков уровень образования персонала?

Андрей Герман: Рынок кадровых ресурсов в Казахстане неоднороден. Естественно, существует некоторый дефицит кадров по специальностям, которые не были востребованы на предыдущих этапах экономического развития страны. Так, если говорить об областях маркетинга, продаж, финансового менеджмента, то бизнес-технологии, которые активно применяются, например, в той же Европе и России, только сравнительно недавно начали внедряться в Казахстане, поэтому соответствующих квалифицированных специалистов в этих вопросах найти не так легко. Именно поэтому наша компания много сил и ресурсов тратит на обучение и развитие собственного персонала для создания сильного внутреннего кадрового резерва.

Константин Марков: Рынок труда в Казахстане менее развит, чем в России. В стране живет всего 15 млн человек, следовательно, и «пул сотрудников» гораздо меньше. Особенный дефицит наблюдается среди высококвалифицированных технических и IT-специалистов, а также менеджеров по продажам. Поэтомумы решили обучать их внутри компании, тем более что средний возраст наших сотрудников около 30 лет. Обучением занимаются топ-менеджеры. Например, директор по продажам не только выстраивает дилерскую сеть, но и занимается подготовкой менеджеров по продажам.

Нуржан Тойшы: Дефицит высококвалифицированного персонала - одна из главных проблем для российских, и не только российских, компаний в Казахстане. Поэтому спрос на действительно хороших специалистов очень велик: переманивание сотрудников у конкурентов — достаточно частое явление. Многие западные компании «привозят» персонал с собой, например из своих российских представительств. Отрадно, что постепенно ситуация меняется в лучшую сторону и появляется все больше высококвалифицированных специалистов, которые ничем не уступают своим коллегам из России или западных стран.

Ирина Гроздова: На поиски директора и главного бухгалтера мы потратили около полугода. Подбирая персонал, мы учитывали национальные особенности. Например, наши партнеры предупредили нас о важности национальности руководства (подробнее об этом речь пойдет ниже. - Примеч. редакции).

На позицию директора было достаточное количество интересных предложений, оставалось только определиться с оплатой труда, так как возможности наши ограниченны, а запросы у претендентов «столичные». Большинство соискателей на должность главного бухгалтера предъявляли слишком высокие требования к размеру заработной платы, но отличались невысоким уровнем знаний и профессиональной компетенции.

- Как Вы оцениваете доступность казахстанского рынка для российских компаний? Какие специфические особенности Казахстана нужно учесть тем, кто решит работать в этой стране?

Андрей Герман: Если компания-инвестор обладает продуктом или услугой, на которую в Казахстане существует реальный спрос, возможность выхода на казахстанский рынок, безусловно, существует. Никаких законодательных или других препятствий наша компания не встретила. Пожалуй, единственное серьезное ограничение, на которое мы натолкнулись, это полный запрет на рекламу пива. На мой взгляд, это несколько сдерживает развитие местных пивных брендов, предоставляя более выгодные условия импортируемым иностранным маркам. Однако это специфика той отрасли, в которой работает наша компания.

Прежде чем выйти на рынок Казахстана, необходимо очень серьезно изучить этот рынок, провести исследования: выяснить, на самом ли деле есть спрос на ваш продукт, как ведут себя местные игроки, учесть особенности менталитета, культурные и другие отличия. При этом я бы рекомендовал сотрудничать с местными компаниями, работающими в вашей отрасли, а также с местными исследовательскими компаниями (например, агентство социальных и маркетинговых исследований «Бриф Центральная Азия») — это поможет быстрее понять местную инфраструктуру и приспособиться к особенностям страны.

Позитивно также воспринимается, если компания-инвестор не просто «зарабатывает деньги», а вносит свой вклад в экономическое и социальное развитие страны. Можно пойти по нашему пути: развивать национальные бренды, задействовать местный менеджмент, внедрять новые технологии управления и производства, создавать и совершенствовать рабочие места, отдавать приоритет сотрудничеству с местными поставщиками, поддерживать развитие национального спорта и воспитание молодежи и тогда, очевидно, многих сложностей можно избежать.

Разумеется, в Казахстане есть свои специфические моменты, обусловленные культурными, историческими, социальными особенностями. К ним можно отнести развитую семейственность, непреклонный авторитет старших по возрасту и по социальному положению. Многие вопросы принято решать на уровне личных взаимоотношений. Как и во всей восточной культуре, здесь действуют правила «восточного базара», то есть, как говорится, «торг уместен». Несмотря на то что страна входила в СССР, сегодня это суверенное государство, имеющее свой национальный — казахский — язык. Знание этого языка не необходимо (так как языком общения остается русский), но желательно -это касается документов, рекламы, а также любых коммуникаций с потребителем. Существенной особенностью является религия - ислам, который определяет и подразумевает определенные запреты, отражающиеся на стиле жизни, в частности на потреблении напитков.

Однако, как известно, «со своим уставом в чужой монастырь не ходят», поэтому это те особенности, которые нужно принимать во внимание и адаптировать к ним привычные технологии бизнеса.

Нуржан Тойшы: Выйти на рынок Казахстана компаниям с постсоветского пространства (в том числе и российским) значительно легче, чем, например, западным инвесторам. Это можно объяснить общим происхождением экономик этих стран. Во-первых, предприятия сохранили деловые связи между собой и, несмотря на то что находятся в разных государствах, ориентированы на экономическое взаимодействие и готовы развивать сотрудничество. Во-вторых, продукция многих российских промышленных предприятий хорошо известна в Казахстане еще с советских времен, поэтому особых трудностей в привлечении потребителей не возникает. В-третьих, языком делового общения в Казахстане остается русский, что также является преимуществом для российских бизнесменов. Наконец, отмечу схожесть условий ведения бизнеса в России и Казахстане: некоторые ситуации могут оказаться совершенно непреодолимыми для западного инвестора, но вполне понятными и легкими для российских компаний.Отношение к российским компаниям в Казахстане в целом благожелательное; трудности скорее могут возникнуть у представителей бизнеса стран дальнего зарубежья. Главное - это понимать и учитывать региональную специфику (знать особенности психологии местных жителей, сложившиеся методы ведения переговоров), привлекать и использовать опыт местных компаний и специалистов.

Ирина Гроздова: Когда мы искали руководителя для нашего филиала в Казахстане, то давние казахстанские партнеры предупредили нас: чтобы в будущем не возникало сложностей с органами власти и юридические процедуры проходили без проблем, компанию должен возглавлять казах по национальности. Мне кажется, это важный момент, который стоит учесть российским компаниям.

Хотя трудности у нас все равно были, так как в период регистрации нашего представительства несколько раз менялось законодательство.

- Как Вы оцениваете перспективы российских инвестиций в Казахстан?

Андрей Герман: Что касается перспектив роста инвестиций, полагаю, во многом их существенный приток будет осуществляться в рамках создания и развития Евразийского союза. Интерес для потенциальных инвесторов лежит в довольно широком спектре областей, далеко не последнее место по своей привлекательности в котором занимает сфера различных услуг: как для конечных потребителей, так и «business-to-business». Кроме того, в дальнейшем, возможно, интерес будет представлять сфера высоких технологий.

Нуржан Тойшы: Думаю, что объем инвестиций будет расти как в нефтегазовом комплексе, так и в секторах экономики, непосредственно связанных с потребителями (сотовые операторы, торговые сети и т. д.). Для увеличения инвестиционных потоков немаловажен успех российских компаний в самой России: если их позиции в своей отрасли прочны, значит, появятся ресурсы и для расширения деятельности за счет перспективных рынков стран СНГ. А Казахстан, с точки зрения возможного спроса на российские товары и услуги, весьма перспективен.

Материал подготовлен аналитиком журнала Инной Клёновой

1 См. статью «Российский бизнес в Казахстане» («Финансовый директор», 2004, № 7-8, с. 124).

2 Участники опроса представлены в справке на с. 91.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.