Смотрите и скачивайте пример SWOT-анализа, а также подробную инструкцию по его проведению.
SWOT-анализ – удобный инструмент для определения наиболее важных направлений стратегического развития компании. В дословном переводе эта аббревиатура расшифровывается так:
- силы (Strengths), преимущества компании относительно ее конкурентов, то, что позволит ей достичь установленных стратегических целей;
- слабости (Weaknesses), недостатки компании, то, в чем она проигрывает своим конкурентам, что мешает ей в достижении стратегических целей;
- возможности (Opportunities), благоприятные внешние факторы для работы компании;
- угрозы (Treats), негативные внешние факторы, представляющие потенциальную опасность для предприятия.
Для проведения SWOT- анализа необходимо следующее.
1. Выявить, классифицировать и ранжировать факторы, представляющие силы и слабости компании, а также возможности и угрозы внешней среды. Из каждой группы выделить самые значимые (по 10, не более).
2. Последовательно изучить сочетания этих факторов:
- «Возможности/Силы». Отражает потенциал компании и позволяет ответить на вопрос, имеются ли у нее конкурентные преимущества и внешние благоприятные факторы, на которых могла бы основываться стратегия;
- «Угрозы/Слабости». Раскрывает сочетание потенциальных внешних негативных факторов и наиболее слабых внутренних факторов компании, которыми необходимо заниматься в первую очередь;
- «Возможности/Слабости». Позволяет выявить внутренние факторы компании, которые следует усилить для того, чтобы в будущем можно было воспользоваться благоприятными возможностями внешней среды.
Для большей наглядности промежуточные и итоговые результаты SWOT-анализа удобнее представить в табличной форме. Сопоставлять факторы также лучше с помощью таблиц.
Разберем методику свот-анализа на примере предприятия APLEONA HSG, в котором я работаю.
Пример SWOT-анализа предприятия
Выбираем объект анализа
Для свот-анализа можно выбрать любой объект: выпускаемый продукт, сектор бизнеса, бизнес, конкурента и так далее. Главное четко закрепить его и не рассеивать внимание на смежные объекты. Компания APLEONA HSG оказывает услуги комплексного управления коммерческой недвижимостью, технического контроля и аудита, а также инфраструктурного менеджмента. Компания присутствует в шести крупных регионах России: Центральном, Северо-Западном, Южном, Дальневосточном округах, в Сибири и в Волго-Уральском регионе, а также в Казахстане. Для примера проведем свот-анализ услуги «комплексное управление коммерческой недвижимостью» в Центральном регионе.
Смотреть примеры SWOT-анализаНазначаем экспертов
Экспертами могут быть топ-менеджеры компании или и менеджеры среднего звена, но обязательно хорошо владеющие информацией в своей области. Они должны оперировать не только личным мнением, но и сухими цифрами.
Таблица 1. Эксперты для проведения SWOT-анализа организации
№ эксперта |
Должность |
1 (Э1) |
Заместитель генерального директора по управлению недвижимостью |
2 (Э2) |
Финансовый директор |
3 (Э3) |
Коммерческий директор |
4 (Э4) |
Директор по персоналу |
5 (Э5) |
Технический директор |
Читайте также: Что такое SWOT-анализ
Определяем сильные и слабые стороны, возможности и угрозы
На этом шаге нужно планомерно и максимально реалистично определить с каждым экспертом сильные и слабые стороны компании, угрозы и возможности внешней среды. Все показатели надо записать по группам. Факторов можно записывать сколько угодно, но здесь в силу вступает правило наибольшей эффективности, смысл которого: делать выборку из значительных показателей, игнорируя незначительные. То есть эффективно использовать выделенное время.
К внутренним сильным сторонам (S) бизнеса относятся:
- Большой накопленный опыт работы.
- Высокая квалификация персонала.
- Настроенные производственные и бизнес-процессы.
- Хорошая маркетинговая политика.
- Высокое качество производимой продукции.
- Корпоративная культура (что нужно знать финансовому директору про корпоративные стандарты).
- Инновационная составляющая бизнеса.
- Прочее.
К внутренним слабым сторонам (W) относятся:
- Высокая закредитованность бизнеса.
- Текучка персонала.
- Отсутствие стратегии развития.
- Неэффективное использование производственных фондов.
- Узкий ассортимент продукции.
- И прочее.
К возможностям внешней среды (O) можно отнести:
- Государственную поддержку сектора бизнеса или региона.
- Низкую конкуренцию в бизнес-нише.
- Рост спроса на продукцию.
- Повышение доступности ресурсов.
- И прочее.
К угрозам внешней среды (T) можно отнести:
- Неблагоприятную экономическую ситуацию в регионе присутствия.
- Постоянные конкурентные преимущества у конкурентов.
- Неблагоприятный сдвиг в курсах валют.
- Ужесточение налогового законодательства.
- И прочее.
В нашем примере SWOT-анализа фирмы заместитель генерального директора по управлению недвижимостью отметил следующие факторы:
- S – наличие центральной диспетчерской службы повышает качество оказания услуг на 15%, а качество устранения аварий на 50%;
- W – принадлежность крупной международной корпорации накладывает на производство дополнительные непроизводственные задачи по отчетности и соблюдению политик. Это снижает производительность на 12,2%;
- O – развитие технологий управления недвижимостью позволяет делать более качественный продукт с меньшими трудовыми затратами;
- T – техническая база большинства коммерческих зданий и сооружений устаревает, новое оборудование редко вводится в эксплуатацию. В связи с этим, повышаются риски страховых случаев.
Финансовый директор отметил следующие показатели:
- S – организация не использует кредиты в работе, в результате чего чистая прибыль больше на 2 – 4% в год;
- W –дополнительная нагрузка по соблюдению политик и предписаний увеличивает накладные расходы на 10% в год;
- O – объемы закупки и высокая конкуренция на рынках поставщиков позволяют получать выгодные условия по закупке сырья и услуг. Например, увеличивать сроки оплаты до 90 календарных дней;
- T – ужесточение налоговой политики несет в себе дополнительную нагрузку по формированию отчетности по каждому ОП. Угрозу можно оценить в 2 млн руб. ежегодно.
Коммерческий директор отметил факторы:
- S – имидж компании как добросовестного и профессионального исполнителя услуг помогает выигрывать тендеры на крупные контракты по комплексному управлению недвижимостью;
- W – в то же время цена на услуги компании находится выше рынка, что отпугивает часть клиентов. Доля таких клиентов – 35%;
- O – у компании APLEONA HSG хорошие шансы получить международный контракт на обслуживание офисов и заводов работающих в Центральном регионе России трансконтинентальных заказчиков;
- T – в связи с тяжелым состоянием экономики рынок коммерческой недвижимости в Центральном регионе стагнирует. Цены контрактов падают, часто ниже себестоимости.
Директор по персоналу отметил показатели:
- S – высокая квалификация и низкая текучка «синих воротничков» увеличивает производительность труда на 10%;
- W – оплата труда персоналу в среднем выше рынка, что дает дополнительные затраты на ФОТ 50 млн руб. в год;
- O – благодаря «белым» условиям контрактов компания имеет богатый выбор специалистов на рынках труда;
- T – общее снижение квалификации специалистов на рынках труда влияет на компанию.
Технический директор отметил факторы:
- S – наличие системы CAFM – инновационного инструмента управления коммерческой недвижимостью – позволяет повысить эффективность работы на 20%;
- W – материальная инженерная база не позволяет делать полный спектр услуг по обслуживанию;
- O – у заказчиков увеличилась потребность в постоянном присутствии высококвалифицированных инженеров на объекте;
- T – увеличилась конкуренция на рынке инженерных компаний, часть рынка заняли узкоспециализированные компании с прямыми контрактами с заказчиками.
Скачайте примеры SWOT-анализа:
Как использовать SWOT-анализ финансовому директору
SWOT-анализ может быть полезен для принятия практически любых управленческих решений. Смотрите на конкретных примерах, как правильно использовать эту методику в текущей работе и при разработке стратегии. В статье вы найдете примеры SWOT-анализа проекта использования услуг факторинга, построения SWOT-матрицы станкостроительного завода, а также SWOT-анализ ювелирной компании.
Составляем таблицу и матрицу SWOT-анализа
После того, как вы выписали показатели в четыре списка по категориям, присваиваете каждому показателю значимость. Используйте при этом мнения экспертов.
Таблица 2. Пример таблицы SWOT-анализа проекта
Фактор |
Баллы (от 1 до 5) |
||||
Э1 |
Э2 |
Э3 |
Э4 |
Э5 |
|
Фактор 1 |
5 |
3 |
4 |
5 |
5 |
Фактор 2 |
2 |
4 |
3 |
1 |
4 |
И т. д. |
5 |
5 |
4 |
3 |
4 |
Сортируете показатели внутри категорий от большего к меньшему и заполняете свот-матрицу
На основании собранных и проранжированных факторов получилась такая матрица SWOT-анализа (см. рисунок 2).
Рисунок. Пример матрицы SWOT-анализа
Анализируем результаты
На последнем этапе мы выявляем связи между показателями, другими словами, проводим сценарный анализ. Для этого все факторы внутренней среды сопоставляются с факторами внешней среды. Пересечение показателей представляет собой набор сценариев возможного развития событий для компании.
Составляется следующая матрица свот-анализа (пример):
Возможности 1 2 3… |
Угрозы 1 2 3… |
|
Слабые стороны 1 2 3… |
Слабость и Возможности |
Слабость и Угрозы |
Сильные стороны 1 2 3… |
Сила и Возможности |
Сила и Угрозы |
Прописываются сценарии:
- «Слабость и Возможности» – обратить внимание, как с помощью возможностей внешней среды скорректировать слабые стороны бизнеса;
- «Слабость и Угрозы» – что нужно сделать в первую очередь, чтобы угрозы внешней среды не нанесли ущерб бизнесу;
- «Сила и Возможности» – как максимально использовать конкурентные преимущества в условиях благоприятной внешней среды;
- «Сила и Угрозы» – как сохранить конкурентные преимущества при неблагоприятном развитии событий.
Полученные результаты анализа можно смело вносить в стратегию поведения организации и использовать в ежедневной работе.
В нашем примере swot-анализа для APLEONA HSG рассмотрены следующие сценарии и приняты стратегии поведения:
I. Слабость: дополнительные непроизводственные задачи на производстве
Возможность: богатый выбор специалистов на рынках труда
Действие на бизнес среднее.
Стратегия – улучшение работы служб персонала с целью поиска только высококвалифицированных молодых кадров, способных работать быстро и решать разные задачи
II. Слабость: цена на услуги компании выше рынка.
Угроза: стагнация рынка коммерческой недвижимости.
Действие на бизнес тяжелое, близкое к критическому.
Стратегия поведения – поиск новых рынков сбыта, в том числе выход на рынки стран СНГ.
III. Сила: высокая квалификация «синих воротничков» и низкая текучка.
Возможность: потребность в присутствии инженеров на объекте.
Степень влияния на бизнес средняя.
Стратегия – при заключении договора с заказчиком выделять дополнительную экономию заказчика от присутствия квалифицированного персонала на объекте.
IV. Сила: имидж компании как добросовестного и профессионального исполнителя
Угроза: увеличение конкуренции на рынке инженерных компаний.
Влияние на бизнес среднее.
Стратегия развития – постоянно обучать инженерный состав, модернизировать техническую базу для того, чтобы оказывать полный комплекс технических услуг клиентам.
Читайте также: Пример применения метода PEST
ВИДЕО: Пример SWOT-анализа финансового состояния компании
Как сделать анализ финансового состояния предприятия на базе SWOT-анализа, смотрите на видео.
Заключение
Проведенный анализ сочетания внешних факторов (возможностей и угроз) компании с ее преимуществами и недостатками (сильными и слабыми сторонами) позволяет ответить на следующие вопросы:
- как компания может использовать имеющиеся возможности, опираясь на свои силы, какие из возможностей позволят ей увеличить свою конкурентоспособность;
- какие недостатки в работе компании могут помешать ей противостоять угрозам в ходе реализации стратегии, а также ограничат ее возможность воспользоваться имеющимися благоприятными внешними факторами;
- какие недостатки в работе компании могут помешать.
Выводы, сделанные на основании свот-анализа компании позволяют определить основные этапы стратегического планирования компании в долгосрочной перспективе.