КИК - это организация, которая не признается налоговым резидентом РФ, но контролирующие ее юридические или физические лица - резиденты.
Масштабные изменения происходят в мировом налоговом законодательстве, начиная с 2013 года, когда был утверждён общий стандарт отчетности (CRS), предполагающий прозрачность обмена налоговой информации между странами, подписавшими соглашение.
24 ноября 2014 года вышел «Закон о внесении изменений в части первую и вторую НК РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций»), который среди специалистов известен как «Закон о КИК».
Этот закон является основным вкладом Российской Федерации в общемировую борьбу с так называемыми «shell» компаниями – кондуитными организациями, которые используют исключительно для извлечения налоговых выгод, а не с доказанными деловыми целями. Процесс «деоффшоризации» активно идет как в РФ, так и по всему миру, поэтому тема КИК так актуальна сегодня.
Разберем, какие организации причисляют к контролируемым иностранным компаниям, как отчитываться по ним и какие налоги платить.
Контролируемая иностранная компания
Налоговый кодекс дает общее определение:
Контролируемая иностранная компания – это юридическое лицо или структура без образования юридического лица, местом налогового резидентства которой является юрисдикция, отличная от РФ, контролируемая юридическим или физическим лицом, являющимся налоговым резидентом РФ.
А контроль над организацией определяется по схеме (кликните на картинку, чтобы увеличить изображение):
Контролирующее лицо - это ...
Если осуществление контроля по критерию участия (доли владения) или по критерию учреждения довольно легко идентифицировать, то по критерию контроля нет однозначной процедуры идентификации.
Согласно налоговому кодексу:
Под контролем над организацией понимается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации.
Лицо, юридическое или физическое, контролирующее иностранную компанию или иностранную структуру без образования юридического лица:
- имеет право на получение дохода от КИК (имеются в виду не только дивиденды и распределение прибыли, но и другие виды доходов);
- может распоряжаться прибылью КИК, т.е. определять направление ее использования;
- может прямо или косвенно распоряжаться имуществом КИК;
- участвует в договоре, предметом которого является управление КИК.
Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» дополняет список критериев контроля еще некоторыми опциями:
- ФЛ или ЮЛ, контролирующее организацию, принимает основополагающие решения в организации;
- входит в состав ключевого управленческого персонала;
- принимает решения о структуре владения КИК.
Получается, если налоговый резидент РФ управляет КИК через траст или номинальный сервис, то по критерию участия он не является бенефициаром КИК, но по критерию контроля – является.
Если физическое лицо – налоговый резидент РФ руководит иностранной общественной организацией или фондом, при этом оказывает существенное влияние на ее деятельность, то по критерию учреждения он не является бенефициаром КИК, но по критерию контроля – является.
Также контроль над КИК может быть определен по месту фактического получения налогооблагаемой выгоды. Например, даже если активно работающая компания зарегистрирована в одной из иностранных юрисдикций, но фактический офис, управляющий компанией, находится в РФ, то есть основные управленческие решения принимаются из РФ, сотрудники (возможно и не оформленные официально в КИК) трудятся в РФ, то местом получения налогооблагаемой прибыли КИК признается РФ.
Тенденция такова, что иностранные холдинги стремятся финансировать свои дочерние предприятия в России именно через заемные механизмы. Логика понятна: чем платить 5 или 10 процентов налога с дивидендов, выгоднее совсем ничего не платить с процентов по займам. В России такой подход может рассматриваться как метод налоговой оптимизации или уклонение от налогов. Заем от нерезидента: как выгоднее учесть
Уведомление о КИК
В статье 25.14 НК РФ закреплены сроки направления в ФНС ежегодного уведомления о КИК для юридических и физических лиц.
При возникновении или изменении размера доли в КИК физик или организация должны подать в налоговый орган по месту регистрации уведомление о прибыли, полученной КИК за отчетный год, не позднее 20 марта года, который следует за отчетным.
Форма уведомления закреплена законодательно. Юридические лица могут подать только электронный вариант, физические - принести уведомление в налоговую на бумаге.
Если налогоплательщик РФ владеет недействующей иностранной организацией, подавать уведомление по ней все равно придется, причем по полным правилам подачи - с отчетностью и аудиторским заключением.
К уведомлению должна быть приложена финансовая отчетность КИК за отчетный год, а также положительное аудиторское заключение. Если оно является обязательным в юрисдикции регистрации КИК, РФ примет аудиторское заключение, составленное по локальным законам КИК. Если нет – то заключение, составленное по стандартам международной отчетности.
Ответственность за неуведомление о КИК
Если налогоплательщик решит скрыть факт контроля над КИК, но налоговики об этом узнают, такое сокрытие информации обойдется компании или физлицу в 100 000 рублей штрафа по каждой КИК за каждый год непредоставления уведомления.
Аналогичные штрафы ждут тех, кто укажет в уведомлении сведения, не соответствующие действительности или не предоставит вместе с уведомлением финансовую отчетность КИК и аудиторское заключение к ней. Кроме того, по ставке 20 процентов будет доначислен налог на прибыль КИК за отчетный год.
Уже накопилась достаточная база судебных решений в пользу ФНС по делам об отсутствии уведомлений о КИК или неправильном предоставлении информации в уведомлениях. Среди известных ответчиков – Авиакомпания Ютэйр, АО «Экспоцентр» и другие.
Начиная с 2016 года у ФСН появилось гораздо больше инструментов автоматического контроля за трансграничными сделками, вследствие заключения международных соглашений об автоматическом обмене информацией Организации экономического содружества и развития (ОЭСР) о бенефициарах банковских счетов. Банки во всех странах, подписавших соглашение, обязаны выгружать информацию о бенефициарах счетов для совместного пользования, и ФНС имеет доступ в эту базу данных. Кроме того, при переводе денежных средств из РФ и в РФ информация автоматически попадает налоговому инспектору благодаря валютному контролю.
На сегодняшний день нельзя однозначно сказать, что все КИК отслеживаются налоговыми органами, но контроль усиливается в силу того, что процессы с каждым годом становятся все более автоматизированными.
Форма уведомления о КИК
Действующий бланк уведомления утвержден приказом ФНС от 26.08.2019 № ММВ-7-13/422@. Этим же приказом утвержден Порядок заполнения формы. Обращаем внимание, что с 1 января 2020 года введут в обращение новый бланк (приказ ФНС России
от 5 июня 2019 года № ММВ-7-3/279@).
Налогообложение КИК
Процесс налогообложения прибыли от КИК расходится со стандартной схемой расчета налога на прибыль (налога на доходы физического лица) только в части определения налоговой базы. Вторая часть процесса – декларирование и расчет по ставкам налога не отличается от общепринятых.
Организации заносят данные о прибыли от КИК в лист 09 обычной налоговой декларации по налогу на прибыль, физики - в лист Б декларации 3-НДФЛ (скачать новую форму). Информация по каждой КИК подается отдельно, данные не суммируются. Декларации должны быть предоставлены в ФНС в рамках обычного порядка подачи деклараций вместе с другими листами документа.
Рассмотрим подробнее механизм формирования налоговой базы по прибыли от КИК.
Минимальная сумма прибыли КИК, которая может быть использована в качестве налогооблагаемой базы, - 10 млн руб. Прибыль КИК ниже этой суммы не облагается налогом в РФ.
Надо отметить, что 10 млн руб. – это сумма чистой прибыли за отчетный год, до вычета дивидендов и без учета переноса убытков прошлых лет.
Для целей налогообложения из прибыли КИК вычитаются:
- дивиденды распределенные (уже были обложены налогом у источника);
- дивиденды, источником выплаты которых являются российские организации (уже были обложены налогом на момент выплаты в РФ);
- убытки прошлых лет (которые могут быть зачтены против налогооблагаемой прибыли вне зависимости от позиции юрисдикции КИК по этому поводу):
- распределенная прибыль иностранного лица без образования ЮЛ.
Далее происходит процесс определения доли контролирующего лица - резидента РФ в КИК. Возможны две даты, на которые определяется доля владения - на дату принятия решения о распределении прибыли КИК (выплаты дивидендов, например) или же, если нет решения о распределении прибыли, но сама прибыль при этом имеется – по доле владения на дату окончания отчетного периода (31 декабря).
С определением доли тоже могут возникнуть сложности – если доля владения не закреплена ни в одном из уставных документов, то признается так называемая фактическая доля исходя прав владельцев на прибыль КИК.
Пример: управление КИК через траст. Юридическая доля владения принадлежит трасту, а фактическая – 100% бенефициару в РФ. Налоговый спор при этом выиграет ФНС и доначислит налог на прибыль по доходам, даже не распределенным бенефициару.
Механизмы определения косвенного владения КИК также закреплены в НК РФ (ст 105.2), поэтому скрыть долю владения за несколькими «пустышками» не удастся.
Для того чтобы определить налогооблагаемую базу, нужно посчитать чистую прибыль. См, как рассчитать чистую прибыль.
В методологии расчета чистой прибыли РФ полагается на национальные стандарты юрисдикции КИК, если только эта юрисдикция причислена к списку стран, заключивших с РФ международный договор по вопросам налогообложения, и в отношении отчетности вынесено положительное аудиторское заключение.
Если отчетность КИК не соответствует указанным выше правилам, чистую прибыль определяют по стандартам Российской Федерации, описанным в главе 25 НК. Обычно данную схему расчета применяют оффшоры из юрисдикций, с которыми у РФ не подписано соглашение об обмене информацией для целей налогообложения.
Налогообложение КИК: законодательные послабления
В законе о КИК предусмотрены не только запрещающие и предупреждающие нормы, но и послабления по налогообложению прибыли КИК.
Итак, прибыль КИК не подлежит обложению, если:
- иностранная компания - активная организация, то есть получает доходы от операционной деятельности и несет расходы на операционную деятельность, а не существует только за счет пассивных доходов. Доля «активных» доходов должна составлять не менее 80%. Место регистрации КИК при этом не важно. Важно, чтобы компания действительно функционировала в юрисдикции, имела физический, а не номинальный офис, сотрудников, отвечала другим критериям существенности;
- КИК зарегистрирована и функционирует в одной из стран – членов Евразийского экономического союза;
- по законодательству страны налогового резидентства КИК эффективная ставка налога на прибыль составляет 75% и более от средневзвешенной ставки налога на прибыль в РФ. Этот пункт действует только для организаций – резидентов стран, с которыми действуют международные соглашения об избежании двойного налогообложения. Таких по состоянию на 01.11.2019 года насчитывается 84;
- КИК - некоммерческая организация или фонд.
В качестве заключения
Выход закона о КИК снизил потери РФ от вывода денежных средств в три раза уже в 2015 году (с 152 млрд. долл в 2014 году до 52 млрд. долл), и продолжает снижать по сей день.
Помимо закона о КИК, государство использует такие административно-запретительные меры как:
- валютный контроль;
- ограничение количества банков с разрешением открывать валютные счета;
- периодический банковский контроль трансграничных платежей по 113-ФЗ.
Эти меры, с одной стороны, работают эффективно на страже интересов государства. С другой стороны, для законопослушного бизнеса они избыточны и оказывают отрицательное влияние на рентабельность.
Ограничения, вводимые законодателями, в первую очередь оказывают влияние на «агрессивных» налоговых оптимизаторов, причем эти ограничения вводятся не только со стороны РФ. Во всем мире стало сложнее открыть расчетный счет для организации - пустышки. Введение ужесточений оборачивается в основном не налоговыми потерями, а административными затратами, что тоже не является позитивной тенденцией.
Однако, преимущества перекрывают отрицательный эффект от зарегулированности. Это и простота доступа на международные рынки, в том числе рынки финансирования, и более прозрачная система налогообложения, защита активов, особенно нематериальных, и самого права владения бизнесом.