-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Непрофильные активы: определение, управление и реализация

24 июня 2020
11033
Средний балл: 0 из 5
эксперт Высшей Школы Финансового директора
Начните обучение прямо сейчас! Начать учиться бесплатно

Непрофильные активы - это активы, которые не соответствуют профилю организации и не принимают участия в производственной деятельности. Подробнее о том, что они представляют собой, какие проблемы или выгоды связаны с владением такими активами, рассмотрим в статье.

Непрофильные активы: исторический экскурс

Появление непрофильных активов у предприятий в нашей стране связано с принятием курса на индустриализацию. Бурный рост промышленных предприятий поставил вопрос об обеспечении рабочих жильем. Заводы и фабрики поддержали почин горьковского автозавода и стали строить жилые дома для работников за свой счет и своими силами.

В 50-х годах более половины жилого фонда страны находилось на балансе предприятий, различных министерств и менее половины в ведении местных Советов. Так, в конце 20 века ¼ всего жилого фонда столицы составляли ведомственные дома. Критерии оценки потребности в непрофильных активах социальной сферы

Помимо жилья предприятия строили детские сады, больницы, санатории, базы отдыха. Такие объекты назывались ведомственными, числились на балансе предприятия и полностью содержались за его счет. Особенно много таких объектов было у градообразующих предприятий, где вся социальная среда неразрывно связана с производством.

Если услуги непрофильного подразделения напрямую влияют на производительность труда, востребованы работниками и членами их семей, позволяют им сэкономить средства, то компания обычно склоняется к тому, чтобы сохранить их на балансе. Критерии оценки потребности в непрофильных активах социальной сферы

С приходом рыночной экономики отдельные крупные промышленные предприятия продолжали финансировать жилищные и социальные объекты. Большинство же компаний стали реализовывать непрофильные активы. См. как оценить рентабельность непрофильных активов. Например, в Москве в конце 90-х годов была принята программа о приеме ведомственного жилищного фонда и объектов муниципального хозяйства в собственность города. Так поступили ГП «Московский радиозавод «Темп», ОАЛ «Центроэнергомонтаж», ОАО «Московский металлургический завод «Серп и Молот», ГП «Красная звезда», ОАО «Красный богатырь». Связано это было с тем, что многие заводы были признаны банкротами - обслуживание непрофильных объектов не велось.

 

Продажа непрофильных активов в 2000-х гг.

В начале 2000-х годов более половины предприятий страны передали весь жилой фонд или его часть в ведение муниципалитетов, около 20% организаций реализовали жилой фонд другим способом.

Детские учреждения сняли с баланса более 90% предприятий, они перестали предоставлять своим работникам поддержку в получении мест в детских садах.

В 90-е года более 80% предприятий имели собственные: дома отдыха, спортивные и культурные учреждения, другие объекта досуга. В 2000-х годах около 60% оставили на балансе столовые, 25% - спортивные объекты, 18% - летние лагеря.

Важно отметить, что многие крупные компании не могли разом избавиться от непрофильных активов, а муниципалитеты не имели средств принять их на баланс.

Однако общая тенденция к оптимизации портфеля активов была очевидна. На рис. 1 показана зависимость наличия непрофильных активов социальной сферы от размера организации. Крупные предприятия, имеющие свыше 5 тыс. работников, старались сохранить на балансе медицинские объекты (90%), дома отдыха (85%), жилье (60%), детские сады (15%). Средние и мелкие  - избавились от таких объектов.

Рис. 1. Предприятия, сохранившие непрофильные активы социальной сферы в начале 2000-х годов

Непрофильные активы предприятия

Непрофильные активы - это...

Изначально под непрофильными понимали те активы предприятия, которые не участвовали в основном производстве. К ним относили объекты жилищной и социальной сферы: жилье для работников, детские сады, больницы, санатории, базы отдыха и прочие.

Позднее к ним стали относить активы, на усмотрение руководства компаний, относящиеся к таковым. Часто с непрофильными отождествляют обслуживающие производства, либо активы, от которых не ожидается экономическая выгода. Четкого понятия не было, были лишь субъективные представления:

Непрофильные активы потому так и называются, что они не соответствуют профилю организации, т.е. не принимают участия в производственной деятельности. Наличие или отсутствие таких объектов не изменит стратегию предприятия.

По каким признакам классифицировать

Продажа непрофильных активов

Продажа побочных активов является наиболее распространенным путем избавления от «неликвидов». Продажа освобождает компании от таких рисков, как неправильный учет, издержки и затраты на эти активы, отвлечение сил от основного производства.

Порядок продажи непрофильных активовНастоящий порядок устанавливает технологию и способы продажи непрофильного имущества организаций отрасли, в отношении которого принято решение о продаже
Процедура продажи Документ устанавливает технологию и способы продажи

Встает резонный вопрос – стоит ли повышать стоимость таких активов перед продажей. Правильным будет выявить соотношение затрат на обновление с ценой продажи. Если затраты не велики, а вероятность покупки высока, стоит провести реорганизацию, обновить бизнес-процессы и др.

Однако ситуация на российском рынке такова, что получить справедливую цену за активы сложно и предприятию выгоднее перепрофилировать такие активы, создать вспомогательное подразделение или открыть смежное направление бизнеса и управлять им отдельно.

Когда оправдано продать активы

Среди таких объектов наблюдаются ремонтные службы, охранные, автотранспортные предприятия. Однако развивать непрофильный бизнес или продавать непрофильные активы – решать в каждом случае самому предприятию, взвесив все плюсы и минусы.

Примеры.

ОАО РЖД передала на баланс Амурской области несколько объектов медицины, спорта, культуры и жилые дома. По просьбе главы Бурятии РЖД безвозмездно отдала региону 23 объекта стоимостью свыше 100 млн руб., в том числе 6 объектов здравоохранения, 7 — образования и 5 — социального назначения.

*****************************************************************************************

Оригинальный метод решения проблемы нашел металлургический комбинат Северсталь. Непрофильные активы выделили в самостоятельные производства. Совместно с администрацией Череповца компания создала некоммерческое партнерство "Агентство городского развития". Теперь каждый желающий может бесплатно пройти обучение в Агентстве и начать собственную предпринимательскую деятельность. Вновь созданные малые предприятия даже становились партнерами Северстали и оказывали ему услуги.

Таким путем пошли и другие крупные компании. Например, ЮКОС устраивает для предпринимателей конкурсы на лучший бизнес-проект и предоставляет кредит победителям под низкий процент.

Управление непрофильными активами 

Не всегда стоит торопиться с продажей активов. Принять взвешенное решение поможет детальный анализ их финансовых показателей и рисков ликвидации, а также преимуществ и недостатков владения ими. Как оценить рентабельность непрофильных активов

Если рентабельность равна или выше минимальной и нет срочной необходимости в деньгах, логично оставить имущество на балансе. Кроме того, нельзя не дооценивать имиджевую составляющую - благодаря социально-культурным объектам предприятие имеет репутацию социально ориентированного.

Целями управления непрофильными активами являются:

  • повышение инвестиционной привлекательности основного бизнеса;
  • концентрация усилий на управлении основной деятельностью;
  • снижение себестоимости продукции и контроль издержек;
  • получение более качественных услуг;
  • сокращение расходов на содержание и повышение отдачи от не соответствующих профилю объектов;
  • избавление от убыточных предприятий.

Особенности реализации непрофильных активов компаний с государственным участием

Проблема управления непрофильным имуществом остро встала и перед компаниями с государственным участием. Процедура отчуждения таких активов должна решаться в рамках процедур корпоративного управления. Учитывая, что эффективность работы таких компаний играет особую роль для бюджета страны, Правительство приняло непосредственное участие в решении проблемы.

На официальном уровне впервые проблема непрофильных активов, связанных с приватизацией, получила отражение в Указе Президента РФ от 07.05.2012 г.

Далее в целях оказания методологической и консультативной поддержки государственным компаниям Росимущество разработало Методические рекомендации по выявлению и реализации непрофильных активов. 

Методологические рекомендацииУтверждены распоряжением Правительства от 10 мая 2017 г. № 894-р

Данная методология помогает государственным предприятиям разработать оптимальный алгоритм выявления непрофильных активов по имущественному комплексу и критериям классификации активов (Таблица 1 и Таблица 2).

Таблица 1. Критерии определения профильности единиц управленческого учета (Е2У)

Непрофильные активы предприятия

Таблица 2. Критерии определения профильности активов организации или общества, включенных в состав единиц управленческого учета

Непрофильные активы предприятия

Используя предложенные Методическими указаниями таблицы, компании проводят анализ своих активов, включая: инвентаризацию, формирование реестра Е2У, их классификацию; выявляют непрофильные активы, разрабатывают и утверждают программу их реализации. Государство осуществляет текущий и итоговый акционерный контроль.

Пример программы реализации непрофильных активов ПАО «Совкомфлот» в 2018 г. 

Непрофильные активы предприятия

Учитывая, что государство является крупнейшим акционером на российском рынке, а доля компаний, где Российская Федерация владеет значительной долей акций, составляет не менее 45%, можно говорить о тенденции выделения непрофильных активов с последующей их реализацией.

Актуален принцип – непрофильный бизнес должен управляться профессионалами. Это предполагает передачу или продажу непрофильных активов специализированным компаниям. Примером может являться НК «Лукойл», который выделил в консолидированную компанию «Лукойл-Бурение» все буровые активы и получил подрядчика, обладающего современными технологиями.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.