-
-
-
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

"Финансовый директор" - единственный профессиональный ресурс по управлению финансами компании. Материалы подготовлены финансовыми директорами и экспертами. Пройдите короткую регистрацию и получите доступ

Войти
Зарегистрироваться
или войти через соцсети

Вы читаете профессиональную статью для финансиста!
Зарегистрируйтесь или войдите на сайт!

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Пройдите простую регистрацию и получите доступ ко всем статьям на сайте.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
и продолжить чтение
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
-

Факторы, влияющие на себестоимость

10 мая 2022
2433
Средний балл: 0 из 5

Себестоимость продукции - это сложносоставной финансовый показатель, который находится в зависимости практически со всем бизнес-процессами организации. Именно поэтому анализ совокупных затрат - важный элемент оценки функционирования компании. В статье расскажем как проводить факторный анализ себестоимости.

Факторный анализ: основные понятия

Факторный анализ - это детализация общей себестоимости продукции до отдельных элементов и изучение их влияния на итоговый результат.

Существуют различные варианты проведения факторного анализа себестоимости:

  1. В целом по предприятию: изучаются все затраты по всей выпускаемой номенклатуре. В этом случает детализация осуществляет по видам расходов или по элементам затрат. Источником информации выступает сводная бухгалтерская или управленческая отчетность.

Какие отчеты можно использовать для анализа себестоимости - читайте в статье >>>

  1. По отдельным видам продукции: анализируются типовые затраты, которые используются для производства или сбыта конкретных видов товаров. Основная информация будет содержаться в калькуляциях. На основании статей калькуляции будут группироваться затраты для проведения анализа.
  2. По единицам произведенной продукции: анализ будет выполняться по себестоимости каждоый выпущенной единице. Детализация затрат может реализована по объемам производства (постоянные или переменные расходы) или по элементам затрат (материалоемкость, зарплатоемкость и прочие).

Формулу расчета себестоимости единицы продукции смотрите в материале Системы Финансовый директор.

Основные этапы факторного анализа:

  1. Определить методологию выполнения исследования, выбрать период и определить источники данных для анализа.
  2. Сформировать факторную модель зависимости себестоимости от влияющих факторов, т.е. ответить на вопрос: как выбранные для анализа факторы формируют результирующий показатель?
  3. Оценить варианты влияния факторов на себестоимость - проанализировать как изменение рассматриваемых факторов влияет на общую себестоимость?
  4. Сделать выводы и разработать методы оптимизации себестоимости.

Какие существуют методы снижения себестоимости читайте в статье >>>

Пример выполнения факторного анализа

Рассмотрим пример выполнения факторного анализа себестоимости реализованной продукции за 2020-2021 годы, группировку факторов будем выполнять по видам расходов. Это классическая аддитивная модель, которая используется способ цепных подстановок.

Подробнее о методе читайте в статье журнала Финансовый директор.

В качестве источника информации будем использоваться отчет о финансовых результатах:

Факторы, влияющие на себестоимость

Для упрощения примем, что полная себестоимость реализованной продукции равна сумме себестоимости продаж (стр.2120), коммерческих (стр.2210) и управленческих (стр.2200) расходов.

Таблица 1. Факторный анализ себестоимости реализованной продукции по видам расходов:

Показатель

2020

2021

Фактический прирост

Темп прироста

Себестоимость продаж

70010

71245

1235

2%

Управленческие расходы

3245

5347

2102

65%

Коммерческие расходы

210

521

311

148%

Итог

73465

77113

3648

5%

Таблица 2. Влияние каждого вида расходов на прирост себестоимости:

Влияние факторов на результат:

Фактическая сумма

Доля в общей сумме

Себестоимость продаж

1235

34%

Управленческие расходы

2102

58%

Коммерческие расходы

311

9%

Итог

3648

100%

Результаты анализа:

  1. За период 2020-2021 год общая себестоимость продукции увеличилась на 3,6 млн руб., прирост составил 5% г/г.
  2. Каждый из рассматриваемых факторов за год увеличился, наибольший рост показали коммерческих расходы +311 тыс.руб.
  3. Максимальное влияние на рост себестоимости по итогам года оказали управленческие издержки: в общей сумме прироста они составили 58%.

О других методах факторного анализа себестоимости читайте в журнале Финансовый директор.

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.