Себестоимость продукции - это сложносоставной финансовый показатель, который находится в зависимости практически со всем бизнес-процессами организации. Именно поэтому анализ совокупных затрат - важный элемент оценки функционирования компании. В статье расскажем как проводить факторный анализ себестоимости.
Факторный анализ: основные понятия
Факторный анализ - это детализация общей себестоимости продукции до отдельных элементов и изучение их влияния на итоговый результат.
Существуют различные варианты проведения факторного анализа себестоимости:
- В целом по предприятию: изучаются все затраты по всей выпускаемой номенклатуре. В этом случает детализация осуществляет по видам расходов или по элементам затрат. Источником информации выступает сводная бухгалтерская или управленческая отчетность.
Какие отчеты можно использовать для анализа себестоимости - читайте в статье >>>
- По отдельным видам продукции: анализируются типовые затраты, которые используются для производства или сбыта конкретных видов товаров. Основная информация будет содержаться в калькуляциях. На основании статей калькуляции будут группироваться затраты для проведения анализа.
- По единицам произведенной продукции: анализ будет выполняться по себестоимости каждоый выпущенной единице. Детализация затрат может реализована по объемам производства (постоянные или переменные расходы) или по элементам затрат (материалоемкость, зарплатоемкость и прочие).
Формулу расчета себестоимости единицы продукции смотрите в материале Системы Финансовый директор.
Основные этапы факторного анализа:
- Определить методологию выполнения исследования, выбрать период и определить источники данных для анализа.
- Сформировать факторную модель зависимости себестоимости от влияющих факторов, т.е. ответить на вопрос: как выбранные для анализа факторы формируют результирующий показатель?
- Оценить варианты влияния факторов на себестоимость - проанализировать как изменение рассматриваемых факторов влияет на общую себестоимость?
- Сделать выводы и разработать методы оптимизации себестоимости.
Какие существуют методы снижения себестоимости читайте в статье >>>
Пример выполнения факторного анализа
Рассмотрим пример выполнения факторного анализа себестоимости реализованной продукции за 2020-2021 годы, группировку факторов будем выполнять по видам расходов. Это классическая аддитивная модель, которая используется способ цепных подстановок.
Подробнее о методе читайте в статье журнала Финансовый директор.
В качестве источника информации будем использоваться отчет о финансовых результатах:
Для упрощения примем, что полная себестоимость реализованной продукции равна сумме себестоимости продаж (стр.2120), коммерческих (стр.2210) и управленческих (стр.2200) расходов.
Таблица 1. Факторный анализ себестоимости реализованной продукции по видам расходов:
Показатель |
2020 |
2021 |
Фактический прирост |
Темп прироста |
Себестоимость продаж |
70010 |
71245 |
1235 |
2% |
Управленческие расходы |
3245 |
5347 |
2102 |
65% |
Коммерческие расходы |
210 |
521 |
311 |
148% |
Итог |
73465 |
77113 |
3648 |
5% |
Таблица 2. Влияние каждого вида расходов на прирост себестоимости:
Влияние факторов на результат: |
Фактическая сумма |
Доля в общей сумме |
Себестоимость продаж |
1235 |
34% |
Управленческие расходы |
2102 |
58% |
Коммерческие расходы |
311 |
9% |
Итог |
3648 |
100% |
Результаты анализа:
- За период 2020-2021 год общая себестоимость продукции увеличилась на 3,6 млн руб., прирост составил 5% г/г.
- Каждый из рассматриваемых факторов за год увеличился, наибольший рост показали коммерческих расходы +311 тыс.руб.
- Максимальное влияние на рост себестоимости по итогам года оказали управленческие издержки: в общей сумме прироста они составили 58%.
О других методах факторного анализа себестоимости читайте в журнале Финансовый директор.